Бюджет. Государственный = гражданский

Третье место в Индексе открытости местных бюджетов на всех этапах его формирования и исполнения занимает наша область среди 16 административно-территориальных единиц страны.

Таковы результаты исследования, проведенного ОФ «Центр бюджетного анализа и экономического мониторинга». Координатором исследования в Северо-Казахстанской и Акмолинской областях стал ЧУ «Институт развития местного самоуправления». В нашем регионе по единой международной методике информацию собирали члены ОЮЛ «Гражданский альянс Акмолинской области».

Они же организовали круглый стол, на котором обсудили полученные результаты. Но не только. Речь шла о том, как повысить и степень открытости бюджета, и, что очень важно, востребованность у акмолинцев данных, находящихся в открытом доступе.

— Ежемесячно на сайтах акима области, управления мы размещаем отчетность по исполнению бюджета. Но интересна ли кому-то наша работа? — говорили специалисты управления финансов. — Количество посещений этих страниц частым отнюдь не назовешь.

Действительно, нужно обладать мощным личным интересом, немалым уровнем грамотности, в том числе и финансовой, чтобы за массой цифр увидеть то, что касается лично тебя, твоей проблемы, перспектив.

— Сложно, но кому это действительно нужно, до истины докопаются, — говорил руководитель ЧУ «Институт развития местного самоуправления» Сергей Худяков. — Вспомните, когда только-только сделали открытой информацию по госзакупкам, тоже вначале казалось, что разобраться сложно. А теперь чиновники только успевают оправдываться, объяснять, почему где-то что-то купили втридорога…

Председатель ОЮЛ «Гражданский альянс Акмолинской области» Ирина Терентьева обратила внимание на психологический аспект проблемы: «Даже, если непосредственно на сайты за конкретной информацией люди не обращаются, важно, что они знают о том, что она есть. Значит, скрывать нечего. Понимание этого — основа доверия между гражданами и властью».

Чтобы повысить прозрачность бюджетного процесса нет необходимости в дополнительных финансовых затратах. Нужна политическая воля. Одним из убедительнейших подтверждений ее наличия является 96-й шаг Плана нации: «Обеспечение ОНЛАЙН-доступности СТАТИСТИЧЕСКИХ БАЗ ДАННЫХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ. Вся бюджетная и консолидированная финансовая отчетность, результаты внешнего финансового аудита, итоги оценки эффективности государственной политики, результаты общественной оценки качества государственных услуг, отчет об исполнении республиканского и местного бюджетов БУДУТ ПУБЛИКОВАТЬСЯ».

Уже публикуются. Но участники круглого стола говорили о том, что помимо довольно сложных для восприятия рядового гражданина таблиц, нужно использовать и другие формы, соответствующие критериям гражданского бюджета — краткой версии государственного, предназначенной для ознакомления общественности с его основными параметрами — простого и наглядного.

Чаще публиковать в СМИ инфографику по различным аспектам исполнения бюджета. И прежде всего в традиционных бумажных изданиях. Чтобы можно было с карандашом в руках изучить вместе с коллегами, нужное подчеркнуть, обдумать, с друзьями обсудить.

Эти и другие рекомендации, направленные на повышение открытости бюджета, звучали на заседании круглого стола.

Сложно, но крайне необходимо, по мнению участников, не только следить за исполнением бюджета, но и вносить рекомендации на стадии его планирования. Здесь свое слово должны сказать политические партии, другие общественные организации. Самым весомым аргументом в пользу того или иного предложения по праву должны быть насущные потребности населения. А для этого их надо изучать. И не от случая к случаю, а системно и на научной основе. Так, как это делают в общественных приемных партии «Нұр Отан», анализируя характер обращений граждан. Вероятно, что в этом направлении стоит серьезно работать другим общественным объединениям.

Отметив, что сайт областного маслихата выгодно отличается от множества других аналогичных сайтов, детально им изученных, Сергей Худяков говорил еще и о том, насколько интересной и полезной была бы размещенная на нем информация, отражающая степень активности депутатов при формировании областного бюджета. Кто именно, какие предложения внес, как аргументировал, на какие запросы избирателей ссылался, какие предложения были приняты… Чтобы люди, за него голосовавшие, могли сказать: «Это наш депутат! Это наш бюджет!».

Нина МИТЧИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также