Такой нужный разговор…

98. На уровне сельского округа, аула, села, поселка, города районного значения БУДЕТ ВНЕДРЯТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. В областных центрах и городах республиканского значения будут работать механизмы участия граждан в обсуждении проектов соответствующих бюджетов.
План нации «100 конкретных шагов».

Аким на вверенной ему территории отвечает за все. В том числе и за развитие местного самоуправления. Оно необходимо, потому что без активного участия людей, их ответственного отношения к своему селу, городу многих проблем не решить.

Примерно так можно охарактеризовать общую тональность семинара «Трансформация системы местного самоуправления для развития региона», организованного Акмолинским филиалом Академии госуправления при Президенте РК. Его участниками стали акимы населенных пунктов, численность населения которых превышает 2000 человек, работающие с бюджетом четвертого уровня с 2018 года. Так что и опытом с коллегами обменялись и обсудили, как решать назревшие проблемы.

— Очень важно, что мы имели возможность задать вопросы руководителям государственных органов, каждое занятие превращалось в диалоговую площадку, интерактивную дискуссию, — говорили участники семинара.

Особенно, когда речь шла о проблемах земельных. Как изменить целевое назначение участка? Как разделить его на жилой сегмент и сегмент для ведения бизнеса? Это только — малая часть задаваемых и обсуждаемых вопросов.

Отмечали акимы и то, что ответы они получили не все. И вовсе не потому, что руководители областных департаментов и управлений недостаточно компетентны, а потому что ответов сегодня в принципе нет. Законодательная база, тем более такого достаточно нового для страны института, как система местного самоуправления, должна развиваться постоянно. И предложения практиков — акимов, с проблемами столкнувшихся первыми, важны и ценны. Их вопросы и пожелания услышаны, в обобщенном виде будут направлены в соответствующие инстанции. Надо отметить, что это тоже важный результат системы обучения в академии.

Местное самоуправление: шаг за шагом

Тем более, что совсем немного времени остается до 2020 года, с началом которого бюджет местного самоуправления как 4-й уровень государственного бюджета вслед за административными территориальными единицами с численностью населения свыше 2000 человек, будет внедрен повсеместно.

Это следующий и значимый факт на пути развития местного самоуправления в нашей стране. Ведь как бы времена не изменялись, все-таки «бытие определяет сознание». И само обсуждение вопроса «денег собрали столько-то…, потратить надо на…, мы проследим…» становится реальной основой для участия в общих делах людей, раннее активности отнюдь не проявлявших. Причем, по словам самих участников семинара, чем больше денег собрано, тем активнее люди участвуют в обсуждении, как их потратить. А отсюда и до следующих вопросов рукой подать: «Как денег в виде налогов собрать больше? А может быть, что-то сделать самим на «старом добром» субботнике, а собранные деньги потратить на иные нужды? Как предотвратить создание несанкционированных свалок, на ликвидацию которых немало общих денег расходуется?». Возможен еще и такой вопрос: «А может быть, нам акима переизбрать? Самим, на общем сходе?»…

Как вы считаете, местное сообщество готово к прямым выборам сельского акима? Вы сами участвовали бы в таких выборах в качестве кандидата?

Ответы акимов были разными. Мнение тех, кто считает, что «надо повременить, с людьми еще работать и работать» выразила аким Ижевского сельского округа Аршалынского района Гульмира Ахимова: «Налоговая база, за счет которой бюджет формируется, пока невелика, все, что собираем, разложено по программам. Но даже в этом случае кто-то пытается настаивать, допустим, чтобы щебенкой засыпали в первую очередь дорогу на ЕГО улице, фонарь установили возле ЕГО дома…».

— Знаете, сколько надо разговаривать с людьми, чтобы они трудовой договор заключили, пенсионные перечисления, в ФСМС делали, — аргументировала свою точку зрения Гульмира Омаровна. — Прихожу в магазин: «Девочки, подумайте о будущем». Отвечают независимо от возраста: «Ой, мы до пенсии все-равно не доживем. А нам кредиты закрывать сегодня, 5 000 тенге — не лишние». Верите, год билась, трое из пятерых все-таки трудовые договоры заключили.

— Нужно ужесточить ответственность работодателей за отсутствие трудовых договоров с наемными работниками, — так считают все акимы, отвечающие за каждого односельчанина, перечисления не делающего. — «Я предлагал, сами не хотят» — не аргумент. Ты — хозяин, ставь свои условия.

Так что аргументы акимов, считающих, что прямые выборы — дело будущего, можно сформулировать примерно так: если человек не проявляет ответственности в отношении своего будущего, то как он может принимать решения, от которого зависит будущее всего поселка. Согласитесь, логика в таком утверждении прослеживается.

Опасность популизма, броских и заведомо невыполнимых обещаний, возможного настороженного отношения к молодым кандидатам, к тем, кто в этом сельского округе не жил, отмечали сторонники и иной точки зрения, считающие, что сельские жители к прямым выборам своего главы готовы, смогут сделать это ответственно и осознанно. Но они как раз думают, что такие настроения «погоды не делают», преодолеть, развенчать их можно.

— Я — за прямые выборы, пошел бы на них в качестве кандидата обязательно,- говорит аким г. Державинска Жаркаинского района Сергей Макрдумян. — У избранного таким образом руководителя легитимности больше. Всегда можно сказать: «Вы за меня голосовали, теперь давайте работать вместе».

Сергей Гарикович считает, что как раз бюджет местного самоуправления, вернее, совместное обсуждение того, как и на что его расходовать, воспитывает в людях чувство ответственности, учит заботиться о населенном пункте в целом, избавляет от местничества.

— С самостоятельным бюджетом работать стало гораздо сложнее, но гораздо интереснее, — говорит аким Державинска. — Аппарат акима готовит предложения, обосновывать их приходится так, чтобы на любое: «А зачем нам это?», «Давайте на моей улице…, люди меня выбрали, я перед ними отчитаться должен» ответ могли дать аргументированный. Надо приучать людей думать о городе в целом.

У акима с почти двенадцатилетним стажем это получается. Сергей Гарикович, его помощники умеют разговаривать с людьми просто и убедительно. Примерно так: «Если семье не хватает денег на ремонт всего дома, вы с чего начнете? Наверное, с той комнаты, где все члены семьи бывают чаще». Так и в Державинске члены местного сообщества согласились с тем, что центральная площадь важна для всех. Она давно в реконструкции нуждалась. Выложили брусчаткой, установили фонтан, арку, малые архитектурные формы…. Сейчас это любимое место отдыха всех горожан, независимо оттого, на какой улице проживают.

Готов проект реконструкции центрального парка, часть средств для этого выделена из областного бюджета. Многое делается за счет внебюджетных средств, на просьбы местного сообщества местный бизнес откликается охотно. Но денег, как известно, много не бывает. В бюджете четвертого уровня — тоже.

— Динамика у нас небольшая, но положительная, — говорит Сергей Макрдумян. — От 48 млн тенге до 56 млн. Собираемость налогов, за счет которых бюджет формируется, у нас высокая. Но — это почти потолок. Единственно, что можем сделать сами и делаем, — создаем условия для создания и развития бизнеса. Учим людей использовать возможности государственных программ.

Не только в Державинске, по всей стране ждут следующего этапа — передачи в ведение местного сообщества налогов от деятельности юридических лиц. Кроме того, Сергей Гарикович считает, что налог с физических лиц на землю и имущество слишком низок: «У нас в городе 1454 двора, 62 многоквартирных дома. И всего собираем 500-700 тысяч тенге. Надо производить переоценку имущества. Для людей небольшое повышение катастрофичным не будет. Тем более, если мы объясним: «Ребята, ваши налоги остаются в городе».

Шла на семинаре речь и о том, что расширение полномочий эффективно в том случае, если есть возможность использовать их в полной мере. В аппарате акима нужны специалисты, которые не только налоги собирают, но знают, как увеличить налогооблагаемую базу, умеющие замеры земли произвести по всем правилам…

Аким аульного округа Кабанбай батыра Целиноградского района Жанибек Толкынбек считает главным в развитии местного самоуправления — взаимопонимание и взаимодействие исполнительной власти и населения. Он рассказывает, как непросто было убедить людей согласиться на реализацию проекта «Умное село». Для населенного пункта с пятитысячным населением, находящегося в пристоличной зоне, вопросы безопасности особенно важны. Видеокамеры, их обслуживание средств, конечно, требуют. Но преступность в селе снизилась, раскрываемость возросла. Сейчас заметен и эффект от установки энергоэффективного уличного освещения.

-Люди предлагают и требуют. Они лучше знают, чему внимание уделить. С ответственностью — слабее, но и она формируется постепенно, — в отношении перспектив дальнейшего развития местного самоуправления Жанибек Толкынбек настроен оптимистично. Также, как и в отношении прямых выборов акимов: «Что в селе происходит- известно сразу. Бабушки, дедушки молчать не будут, в глаза все скажут».

Больше самоуправления и информации — меньше напряженности

Встреча участников семинара с руководителем областного управления внутренней политики, кандидатом политических наук Галымом Шойкиным стала еще одним убедительным подтверждением того, насколько эффективен синтез теории и практики, плодотворен свободный обмен мнениями.

О том, что очень важно (всегда, а сегодня особенно) просто выявлять протестные настроения, очаги социальной напряженности на стадии их возникновения, много говорить не приходится.

Тем более, что по научно обоснованному утверждению Галыма Шойкина: «Идеального, бесконфликтного общества никогда не было и быть не может. Определенный уровень социальной напряженности должен быть всегда. Без этого не будет прогресса. Здоровая, обоснованная критика мотивирует. Тревожно, когда несогласие принимает коллективные формы».

В любой стране мира от правительства зависит далеко не все. На общественно-политическую ситуацию влияют множество факторов. Среди них и мировые кризисы… Экологические катаклизмы также носят трансграничный характер. Есть политические силы, преследующие свои цели, в том числе и находящиеся за рубежом. Они активно работают со СМИ, через социальные сети.

Но в любом случае протест рождается из несогласия людей с теми или иными решениями, принимаемыми как на центральном, так и на местном уровнях власти. Чем быстрее о зреющем протесте становится известно, тем оперативнее можно отреагировать на проблему, ставшую причиной его возникновения, принять меры, не позволяющие отдельным протестным отношениям принять коллективные формы.

— Бывает так, что закончился срок действия государственных программ, часть дорог остались неотремонтированными, — разъяснял Галым Нурмагамбетович. — Люди недовольны, значит были недостаточно информированы. Если бы изначально знали о сроках действия той или иной госпрограммы, о том, какие работы в ее рамках запланированы, то понимания было бы больше.

Сложнее всего снизить напряженность в том случае, если оно вызвано экономическими причинами, которые в одночасье не устранить. Но вопросы регионального характера можно и нужно решать на местном уровне. В любом случае люди должны знать, почему такая ситуация возникла, какие действия предпринимаются, каковы перспективы и реальные сроки если не полного решения проблемы, то хотя бы снижения ее остроты.

Сегодня очевидно, что подчас причиной неблагополучия отдельных людей и вытекающего отсюда недовольства является низкая правовая грамотность населения, незнание возможностей, предоставляемых государственными программами, неумение ими воспользоваться.

Так что между степенью информированности и протестными настроениями населения связь обратно пропорциональная. В том случае, конечно, если люди владеют информацией достоверной и правдивой. И чем информация полнее, чем быстрее она доходит до адресата, тем лучше для всех. К сожалению, вольно или невольно дезинформируют, дезориентируют, часто провоцируют людей не только социальные сети, информация в которых распространяется мгновенно. Но и в традиционных СМИ, в новостных программах некоторых телеканалов иногда появляется информация, напряженность отнюдь не снимающая.

Примеров тому участники семинара привели множество. «Корреспондент телеканала усадила детей по три человека за одну парту. Пустующий ряд парт в кадр не попал. В итоге появился сюжет о том, что в школе — теснота, посадочных мест не хватает».

«Дети, одетые в зимнюю одежду, после уроков уходили домой. Их вернули: «Посидите, вас по телевизору покажут». В итоге стали иллюстрацией к сюжету отом, что дети в школе замерзают».

— Я стал записывать на свой мобильный телефон разговор корреспондента с жителями. Он потребовал прекратить. Я не согласился. Интервью корреспондент прекратил. Так ему работать неинтересно. Потом отвечать придется, — рассказывал один из участников семинара.

— Журналисты, блогеры имеют право на свое видение той или иной проблемы, освещение ее в том или ином ключе, — разъяснял Галым Шойкин. — Наша задача — давать свою информацию, действовать оперативно, интересно, убедительно. Чтобы люди верили нам. Создать свой аккаунт, реагировать на каждое обращение, реплику. Напряженность возникает, когда на жалобы нет реакции. Иногда достаточно просто объяснить. Если аргументировать, обозначить конкретные сроки, каждый нормальный человек поймет.

А если это будет делаться на аккаунте местного сообщества, эффективность возрастет многократно. Ведь вести его будут люди, избранные на сходах, авторитетные лидеры общественного мнения.

Превратить недовольных в сторонников — сложно, но можно. Особенно, если привлечь их к делам местного сообщества.

Между количеством людей, принимающих участие в процессе принятия решений, и уровнем социальной напряженности — опять же связь обратно пропорциональная. Это тоже аксиома науки политологии. Так что развитие местного самоуправления важно еще и потому, что оно по сути своей является превентивной мерой возникновения социальной напряженности.

Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также