В ЦОН — через компьютер

«10 млн бумажных адресных справок — это 20 тыс. пачек бумаги, десятки миллионов тенге, 1200 деревьев… Так было вчера. Сегодня никто не вправе справку требовать. Она просто не нужна».

Аргументация, сам стиль общения с аудиторией депутата Мажилиса Парламента РК Майры Айсиной, принявшей участие в заседании областной партийной комиссии регионального куратора по направлению «Оказание государственных услуг» предвыборной программы партии «Nur Otan», без преувеличения, являются образцом того, как можно и должно проводить информационную, разъяснительную работу.

Сегодня 100-й шаг Плана нации реализован в полном объеме: государственная корпорация «Правительство для граждан», интегрировавшая все центры обслуживания населения в единую систему, создана. ЦОНы вошли в нашу жизнь, многочасовые очереди и хождения по множеству кабинетов остались в воспоминаниях. Более того, сегодня массу госуслуг можно получать, не выходя из дома, сидя за своим персональным компьютером или буквально на ходу, используя мобильное приложение на смартфоне. Но тем не менее большинство жителей привычно идет в ЦОН. И там, не заглядывая в сектор самообслуживания, пассивно получают ее от операторов.

На первый взгляд парадоксально, но, возможно, это «оборотная сторона» повышения качества предоставления государственных услуг. Ну, что там, 15-20 минут посидеть.

Надо сказать, что на заседаниях комиссии всегда поднимаются проблемные вопросы: упрощение процедур сбора и подачи документов, автоматизация большинства процессов, создание доступной среды для лиц с ограниченными возможностями, обеспечение доступности государственных услуг для жителей отдаленных сельских пунктов…

На прошедшем заседании в каждом выступлении шла речь о необходимости работать с населением, чтобы госуслуги в электронном формате становились все более востребованными.

Руководитель отдела анализа предоставления государственных услуг аппарата акима области Данагуль Жумабек акцентировала внимание на постоянном мониторинге качества работы, чтобы достигнутый уровень не просто сохранить, а повысить. По приведенным ею данным, в прошлом году в ходе контрольных проверок установлены 193 нарушения. Но в сравнении с 2018 годом — это в три раза меньше. За нарушение норм законодательства к ответственности привлечены 50 сотрудников госорганов.

В 14-ти акиматах районов и областного центра на первых этажах оборудованы кабинеты с прозрачными стенами для приема граждан. Проводится работа по переносу кабинетов руководителей на первые этажи зданий.

— Да хоть на каком этаже располагай кабинеты, — отреагировала Майра Айсина, — кордонов от этого меньше не становится. Менять нужно отношение к людям, идти к ним. ЦОНы — важнейшие социальные объекты. Именно там можно узнавать, как люди живут, что их волнует. Не человек должен искать госорган, государство — людей.

Руководитель областного департамента по делам государственной службы Берген Беспалинов отметил, что уровень удовлетворенности населения качеством государственных услуг составляет 83%. В 2019 году выданы 340 000 ЭЦП. В 2018 — 295 000. Обучение алгоритму получения госуслуг в электронном формате проходит по методу «снежного кома»: освоившие его учителя информатики помогают своим односельчанам, прошедшие специальную подготовку инвалиды — другим маломобильным гражданам.

Берген Маратович привел данные, подтверждающие значительное снижение количества обращений (поступившие в прошлом году почти все касаются сферы земельных отношений и архитектуры). А этот факт можно расценивать как косвенное свидетельство того, что количество людей, получающих услуги в электронном формате, все-таки возрастает.

Это подтверждается и данными, приведенными заместителем директора филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» Нурбеком Каиржановым. Количество услуг, оказанных операторами, снижается. Причем в сравнении с 2016 годом — в три раза. Сегодня все большее количество граждан некоторые из 60 госуслуг, переведенных в электронный формат, получают посредством одноразового пароля. Оплатить их можно элементарно с баланса мобильного телефона. Композитные услуги содействуют переходу от принципа «одного окна» к принципу «одного заявления». Более того, все больше возможностей получить госуслуги через популярные социальные сети. Обучиться этому, в частности, можно на акциях «ЦОН в кармане».

— Мы не ставим целью расширять ЦОНы, необходимости в этом нет. Надо активнее переходить на электронный формат получения госуслуг. Людей надо обучать и мотивировать. Но те ЦОНы, что работают сегодня, должны быть полностью оснащены. Акиматы с госкорпорацией должны работать рука об руку, — отмечала Майра Айсина.

Заместитель акима области Канат Идрисов, подводя итог состоявшегося разговора, отмечал, что акцент в дальнейшей работе надо делать не только на контроле качества, но и на повышении грамотности населения.

Но обучить можно лишь тех, кто желает учиться. Не правда ли? Так что — дело за нами.

Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также