Сначала была идея. Потом двигатели от «алматинок»

Пополнить кухонную утварь скалкой, которая бы очень пригодилась маме на кухне? Или изготовить втулку, которой бы нашлось применение в мастерской папы? И все это сделать за несколько часов на энергосберегающих станках? Да легко! Правда, при условии, если ваш ребенок ходит в среднюю школу №7 города Степногорска, на уроки труда к Фариту Галимовичу Карибуллину.

Фарит Галимович верит в своих учеников, в их творческие возможности и не ищет для достижения результата особо одаренных, напротив, делает ставку на тех, кто, как принято говорить, находится в трудной жизненной ситуации. По мнению педагога, дети с ограниченными возможностями способны творить настоящие чудеса. Им только надо немного помочь. И основу кружка  «Самоделкины»,   которым до недавнего времени руководил учитель труда Карибуллин, составили ученики, осваивающие школьную программу по программе коррекционно — развивающего обучения. Говорят, с ними немало хлопот. А у Фарита Галимовича хлопоты совсем другого рода: он решил на своих занятиях не только рассказывать, как требует обновленная школьная программа, об энергосберегающих технологиях, но и осваивать их вместе с детьми на практике. И за инновациями далеко идти не надо было. В каждом кабинете труда есть учебные станки. А почему бы не снизить потребление электричества станками с 380 до 220 вольт, особенно в условиях постоянно повышающихся тарифов на энергоносители?

Итак, идея сформулирована — сделать мини-станки для школьной мастерской с маломощными двигателями, которые бы в два раза снизили энергопотребление по сравнению с действующими.

Проект вынесли на общешкольное обсуждение, а затем оформили как заявку на грант, который, кстати сказать, выиграли в 2014 году. Школа получила 150 тысяч тенге для реализации проекта «Модель энергосберегающих станков для школьного кабинета технологии» по программе «малых грантов глобального экологического фонда».

Идеей учителя технологии заинтересовались родители учеников, активно включившиеся в реализацию проекта. За основу будущих маломощных станков решено было взять обычные электродвигатели от старых стиральных машин — их немало еще хранится в домашних гаражах. Отцы учеников Карибуллина стали больше обычного задерживаться на работе, чтобы изготовить сложные узлы станков и выточить насадки на двигатели. По ходу дела появилось немало интересных идей, как осуществить проект наилучшим образом.

Не прошло и полгода, как кабинет труда средней школы №7 пополнился десятью новыми станками с маломощными двигателями, которые на практике показали свою энергоэффективность.

«У нас тут целый станочный парк: токарные станки по дереву, шлифовальные, электролобзик, циркулярная пила. Их легко использовать, они безопасны в эксплуатации, работают от обычной розетки — представляет свой проект Карибуллин. — Но даже не это главное. Новое собственноручное оборудование позволило вовлечь учеников 9 класса, обучавшихся по коррекционно-развивающей программе, в активную творческую деятельность. И результат не заставил себя ждать».

Фарит Галимович во время экскурсии по школьной мастерской подходит к каждому станку: в одном случае, у шлифовального показывает почти завершенную заготовку скалки, в другом, остановившись возле токарного станка по дереву, обращает внимание на авторов изготовленной модели, а подойдя к третьему, универсальному токарному, вспоминает недавнюю встречу со своим бывшим учеником — как раз из тех, кто обучался по коррекционно-развивающей программе. Парень продолжил обучение в колледже, связав свою будущую профессию со станками и пришел к своему учителю, чтобы поблагодарить его за науку любить трудиться.

Карибуллин, заметно, не без гордости говорит, что среди тех, оказавшихся «в трудной жизненной ситуации», кто прошел трудовую школу на уроках технологии и в кружке «Самоделкины», нет бездельников и хулиганов. «Хорошие люди выросли, — немногословен и точен в оценках Фарит Галимович. — Жаль только кружок уже не работает. Денег на него не нашлось». И правда, жаль. Но на энергосберегающих станках, которые были сделаны 5 лет назад, продолжают учиться сегодняшние мальчишки, не на словах, а на деле осваивающие энергосберегающие технологии.

К слову сказать, средняя школа №7 в Степногорске на этом энергосберегающем проекте не остановилась. Пока я ожидал в коридоре окончания урока Фарита Галимовича, разглядел на соседнем корпусе школы, под самой крышей, две солнечные батареи.

А энергосберегающий проект, о котором мы сегодня рассказали читателям «АП», после проведенного обучающего семинара для учителей технологии стал мотиватором новых подобных идей в других школах Степногорска.

Виктор МОЛОДОВСКИЙ, собкор «АП»,

г. Степногорск.

Фото предоставлено автором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также