Ерқанат Мұсылманбек: «Защищаем только добросовестный бизнес»

Признаюсь, что поначалу к созданному в нашей области в 2014 году региональному представительству Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» относилась довольно скептически.

Основание – первые мероприятия РПП, на которых сотрудников палаты было чуть ли не больше, чем предпринимателей, согласившихся на них прийти. Уровень большинства круглых столов невысокий: рекомендации давались общеизвестные, с нашими реалиями слабо согласующиеся. И, конечно, доносившийся до нас ропот предпринимателей: «Сами с усами. Зачем мы должны кому-то платить взносы?»

Сейчас с огромным удовольствием каюсь: была не права. Отношение к этой организации изменила в корне. Но главное, что совершенно по-иному стали относиться к ней люди, ради которых организация была создана. 30-50 предпринимателей на заседаниях, в том числе и из районов, сегодня это стало нормой. Как и участие руководителей различных государственных органов.

Поручения, даваемые НПП «Атамекен» Главой государства Касым-Жомартом Токаевым, являются бесспорным признанием роли этой организации в развитии сферы предпринимательства – драйвера экономики страны.

О работе Палаты предпринимателей Акмолинской области мы беседуем с ее директором Ерқанатом Мұсылманбеком.

– Ерқанат Серикович, не пересекаются ли функции региональной палаты с деятельностью управления предпринимательства и туризма?

– НПП «Атамекен» – некоммерческая общественная организация. Создана для усиления переговорной силы бизнеса с Правительством РК и государственными органами. Главная задача – защита прав и интересов предпринимателей. В том числе и при формировании законодательных, нормативных правил работы бизнеса. Мы стали своеобразным мостом между ними и органами государственной власти.

Дублирования функций нет. Государственные ведомства призваны создавать условия для развития бизнеса, мы стараемся научить предпринимателей в этих условиях работать, в полной мере использовать возможности государственных программ. Сейчас делаем акцент на сопровождение проектов, оказание консультативной помощи…

– Сколько обращений поступает от предпринимателей? Какого характера?

– Обращений становится больше. В 2021 году – 243. 102 из них помогли решить. В прошлом году – 320 и 113 – соответственно. С начала этого года – 43.

Хочу отметить, что рост числа обращений вовсе не означает, что давление на бизнес усиливается. После пандемии людей, открывших свое дело, стало больше. Естественно, им нужны консультации, сопровождение. Мы рады, что люди о нас знают, к нам обращаются, доверяют…

Что касается характера обращений… Одна треть из них связана с земельными отношениями: оспаривание результатов конкурсов, выдача участков под пастбища и пашни, узаконивание земельных участков, изменение целевого назначения, незаконные проверки…

Немалая часть обращений касается сферы налогообложения: необоснованные пени, штрафы, блокирование счетов… Надо сказать, что с департаментом госдоходов у нас налажены    конструктивные отношения. Если допущена ошибка, ее исправляют быстро.

Далее – сфера госзакупок. Сейчас все острее становится такая проблема: заказчики – госорганы, субъекты квазигосударственного сектора – не выполняют своих обязательств   по оплате. Для бизнеса, особенно для малого, это очень болезненно. Грозит не просто приостановкой деятельности, но даже закрытием.

В сентябрьском Послании Президент Казахстана говорит о необходимости нового закона «О государственных закупках». В числе других предложений НПП «Атамекен» считает необходимым в новой редакции закона помимо понятия «недобросовестный поставщик» ввести понятие «недобросовестный заказчик». Со всеми вытекающими из этого последствиями.

Еще одно наше предложение призвано защитить субъектов нашей легкой промышленности: ателье, мастерские… Если сумма заказа не превышает 1 000 МРП, то целесообразно победителя определять по региональному принципу. Исходя из элементарного здравого смысла: каким образом поставщик из другого региона, выигравший по принципу ценовых предложений, примерку проведет?

Акмолинские предприниматели рабочие места создают в области, налоги уплачивают в местный бюджет, инвестиционные вложения  делают. И при этом часто простаивают.

– Приведите, пожалуйста, примеры: в каких случаях палате удалось защитить права предпринимателей.

– Не буду говорить о каких-либо индивидуальных случаях, когда конкретный предприниматель пострадал, допустим, в результате ошибки конкретного чиновника. Добиться ее исправления не так сложно.

Другое дело, если в основе нарушения прав лежат системные проблемы. В том числе и на законодательном уровне.

Мы знаем, что очень много нареканий вызывает система субсидий для сельхозтоваропроизводителей. И не только в плане их получения и распределения.

В прошлом году областное управление сельского хозяйства по заявке прокуратуры подает 49 заявок на возврат субсидий. Люди не могут понять, в чем дело. Оказалось, что причина такова. По правилам субсидирования, установленным Минсельхозом, в электронную счет-фактуру, которая прикладывается к заявке, вносить изменения нельзя. Но бывает, что, допустим, бухгалтер адрес указала неверно, фамилия руководителя с ошибкой написана… Исправили в течение полугода. В конце концов изменения может внести и контрагент. И не оповестить об этом получателя.

Но в Налоговом кодексе РК есть норма, согласно которой электронная счет-фактура подлежит изменениям и редактированию в том случае, если изменения не несут ущерб для государства. Не меняется процентная ставка, не меняется количество товара.

Мы создали рабочую группу совместно с прокуратурой, представителями МИО, департамента госдоходов. Разобрали каждый из фактов. В итоге защитили права 36 предпринимателей. Они субсидии не вернули.

Далее. Направили в Минсельхоз письмо: пожалуйста, приведите правила в соответствие с Налоговым кодексом РК. Ответа ждем почти год. Придется обращаться вновь.

Хочу подчеркнуть, что главное противодействие нарушению прав предпринимателей – их правовая грамотность, информированность. В этом направлении приходится работать очень много.

Буквально несколько дней тому назад впервые на нашей площадке собрали реализаторов ювелирных изделий. Порядка 50 человек. Некоторые поначалу недоумевали: «Зачем?» Когда разъясняли норму Закона РК «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», согласно которой реализовываться могут только те ювелирные изделия, на которых стоит казахстанское клеймо с изображением головы барса, многие пришли в шоковое состояние. Они, как говорится, «ни сном ни духом». А ведь закон   действует с 2016 года.

Вопросов много. Почему только спустя семь лет уполномоченные органы решили задействовать эту норму, нам тоже непонятно.

Клеймить ювелирные изделия могут только лицензированные пробирные палаты. Их всего четыре на республику. Находятся в Астане и Алматы. Ну и каким образом наши предприниматели повезут туда «ювелирку»: транспортировка, охрана, очередность…

Готовим письмо с предложением, чтобы одна из пробирных палат открыла у нас свой филиал. А может, в перспективе этим займется кто-то из наших предпринимателей.

– А не действуете ли вы по принципу «Предприниматель всегда прав»?

– Мы работаем строго в рамках правового поля. За эти годы сформировали коллектив сотрудников – грамотный и профессиональный. Стараемся все проверять, сопоставлять с законодательными нормами.

Мы хорошо понимаем, что, защищая интересы одного недобросовестного предпринимателя, подорвем доверие всех тех, кто обращается к нам с реальными проблемами.

Обращение принимаем в любом случае. Разбираемся, разъясняем. Если столкнулись интересы двух предпринимателей, стараемся примирить. Совместно со Специализированным межрайонным экономическим судом Акмолинской области создали кабинет медиации, где будем пытаться решить споры в досудебном порядке.

Мы защищаем только добросовестный бизнес.

Беседовала Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также