Чтобы образование стало доступным

«Неотъемлемым правом каждого ребенка является право на получение качественного школьного образования. И слово «качественное» здесь ключевое», – эти слова из Послания Президента народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана» в полной мере относятся и к детям с особыми образовательными потребностями. А работа в этом направлении в регионе проводится немалая.

Кому нужно инклюзивное образование?

Главный специалист отдела дошкольного и общего среднего образования областного управления образования Марал Коспанова в самом начале нашего разговора расставляет все точки над «i»:

– Когда мы говорим «ребенок с особыми образовательными потребностями», это вовсе не значит, что у ребенка обязательно есть инвалидность или ментальные нарушения. Мы сталкиваемся с ситуациями, когда, к примеру, ребенок вынужден обучаться дома по решению комиссии ВКК, потому что у него диагностировано заболевание почек. Это мера временная, после курса лечения он вернется за школьную парту. Но есть дети, которые по состоянию здоровья не могут учиться наравне с другими. И мы должны создать комфортные условия, чтобы они получили максимальный объем знаний.

Для этого в общеобразовательных школах и детских садах с особенными детьми работают педагоги специального образования – логопеды и дефектологи, сурдо- и тифлопедагоги, а также педагоги инклюзивного образования. Они регулярно проходят обучение или переподготовку на базе вузов или  частных центров. К слову, в нашей области спецпедагоги занимают лидирующие позиции, а проект «Дар слышать сердцем» получил признание на республиканском уровне.

Все учителя-предметники общеобразовательных школ и воспитатели детских садов обязательно проходят курсы повышения квалификации, где их учат принципам и практическим методам работы с особенными детьми.

– Бывают случаи, когда перед родителями встает выбор: учиться ребенку в обычном классе или предпочесть надомное обучение? Здесь нужно исходить из потребностей ребенка. При всем желании учитель в классе не может уделять особенному ученику 100% своего внимания. Ту же программу ребенок освоит гораздо эффективнее, общаясь с учителем в домашней обстановке. При этом ребенок имеет право посещать все мероприятия, а по согласованию с лечащим врачом – приходить на такие предметы, как рисование, технология, физкультура. В любом случае учитывается его состояние, – рассказывает Марал Коспанова.

Проблемами развития инклюзивного образования занимается областной координационный совет. Кроме того, каждый педагог может получить в методическом центре управления образования методическую помощь. Для детей с особыми образовательными потребностями открываются кабинеты поддержки инклюзии. И вся эта работа – ежедневная, кропотливая – постепенно меняет отношение общества к особенным детям.

Есть к чему стремиться

В 2024 году областному координационному совету по развитию инклюзивного образования исполняется 10 лет. Возглавляет его Почетный работник образования РК, кандидат политических наук Марат Ибраев. За эти годы были заложены основы системы инклюзивного образования, определены актуальное состояние и перспективы его развития.

Мониторинговая группа Министерства просвещения в 2023 году признала лучшим опыт Акмолинской области по развитию инклюзивного образования и поручила распространить его на другие регионы. Информационно-аналитический центр Министерства образования и науки отметил также положительный опыт работы координационного совета.

– За последние десять лет в сфере обучения детей с особыми потребностями на республиканском уровне проведено немало положительных изменений, – отмечает Марат Ибраев. – Координационный совет при поддержке управления образования стал инициатором многих начинаний, изменивших подходы к инклюзивному образованию в области.

В результате работы совета расширена сеть кабинетов психолого-педагогической коррекции, регулярно проходят вебинары для родителей особенных детей, межрегиональные научно-практические конференции по вопросам профориентирования. В методическом центре открылся отдел научно-методического сопровождения инклюзивного образования. Есть изменения и в материально-техническом оснащении: открыты 46 ресурсных кабинетов поддержки инклюзивного образования в общеобразовательных школах, приобретены 17 специальных автомашин.

Большие надежды члены совета возлагают на открывающиеся в последние два года кабинеты поддержки инклюзии.

В коллективе – веселее

В общеобразовательной школе № 1 с. Балкашино такой кабинет открылся в сентябре 2021 года. Здесь ученики получают помощь в соответствии со своими потребностями, не отрываясь от учебного процесса в общеобразовательных классах.

Сейчас на занятия сюда приходят 20 детей с такими диагнозами, как легкая и умеренная умственная отсталость, общее недоразвитие речи, ЗПР, множественные нарушения развития. У каждого – индивидуальное расписание. Здесь с ними работают психологи, логопед и дефектолог, социальный педагог, помогают проводить занятия ассистенты.

– Работа психолога – это в первую очередь диагностика, развитие познавательных процессов и коммуникативных навыков, коррекционно-развивающая деятельность, а также консультирование родителей, – рассказывает психолог Жанна Еслям.

Кабинет включает в себя зоны групповых и индивидуальных занятий, зону сенсорной разгрузки и игровую, где есть маты, мячи, утяжеляющее одеяло, а также рабочие зоны специалистов. Логопед Юлия Заводянская показывает сухой бассейн, элементы кабинета Монтессори, зону для логопедических занятий. Здесь все яркое, красивое, привлекает внимание детей. Вместе с дефектологом Олесей Худиной она помогает умственному развитию ребенка, формированию его познавательных способностей.

– Я стараюсь делать свою работу интересной, разнообразной, увлекательной. Занимаемся коррекцией нарушений устной и письменной речи, преодолеваем трудности в овладении школьной программой. Проводим артикуляционную гимнастику, развиваем речь. Ребята с радостью ходят на занятия, с удовольствием посещают наш кабинет и во время перемены, чтобы расслабиться и зарядиться энергией для занятий, – рассказывает Юлия Владимировна.

Слова педагога подтверждает одна из мам. Назгуль Абенова водит на занятия сына Нуржана с момента открытия кабинета и отмечает, что в развитии сына за год произошли большие изменения.

– Раньше мы вынуждены были ездить в соседнее село к дефектологу, но пользы от этого было немного. Сейчас Нуржан старается не пропускать занятия, ему здесь очень нравится. Сын научился держать предметы, проявляет интерес к занятиям. Находясь в коллективе, он смотрит на других детей и старается повторять за ними, не отставать. Хотелось бы выразить всему коллективу благодарность и пожелать дальнейших успехов.

…И родители тоже учатся

Как отмечают специалисты, наибольших успехов в развитии достигают дети, с которыми занимаются родители. Особенно в тех случаях, когда у малыша выявляются ментальные и интеллектуальные нарушения. Как помочь ребенку преодолеть возникающие трудности? На этот вопрос родители могут найти ответы на обучающих семинарах.

В январе по инициативе областной психолого-медико-педагогической консультации и при поддержке корпоративного фонда «Болашақ» прошел семинар для педагогов и родителей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра. Тренер фонда Асия Кизатова, поведенческий аналитик, куратор ресурсных классов, обучала специалистов и родителей ключевым навыкам работы с детьми по программе «Учимся развивать ребенка».

В мероприятии приняли участие педагоги школ областного центра, специалисты кабинета психолого-педагогической коррекции № 10, отдела занятости и социальных программ, центра развития детей «Шаг к инклюзии». Но самыми активными и заинтересованными слушателями стали родители.

– Программа использует принципы прикладного анализа поведения, науки о развитии, мероприятий социальной коммуникации, позитивного воспитания и методов самообслуживания. Она является адаптированным вариантом программы ВОЗ для семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями. Целевой группой программы являются дети в возрасте от двух до девяти лет, развитие которых вызывает беспокойство у родителей или специалистов, – рассказала тренер фонда Асия Кизатова.

Родители отметили, что приобретенные теоретические знания и практические навыки необходимы в ежедневной работе с особенными детьми.

Главная проблема – кадры

Инклюзивное образование в нашей стране поэтапно внедряется с 2011 года. За это время сделано немало. Во многих школах есть и логопед, и дефектолог. Однако в связи с тем, что в регионе есть организации образования с небольшим ученическим контингентом, они не всегда востребованы. Если в школе появляется ребенок, нуждающийся в занятиях со спецпедагогом, он получает необходимую помощь в ближайшем селе, где есть нужные учителя.

– Не обходится без подводных камней. Самая большая проблема – это текучесть кадров, особенно в небольших отдаленных районах – Егиндыкольском, Коргалжынском, Астраханском, – отмечает Марал Коспанова. – Тревожит и тот факт, что молодые специалисты не спешат в организации образования, предпочитают работу в частных центрах или, столкнувшись с первыми трудностями, ищут другую работу. Тем временем возраст многих спецпедагогов подходит к пенсионному… Еще одна проблема – выгорание, которому подвержены все педагоги, работающие с особенными детьми. Как видите, помимо организации инклюзивного образования, есть еще и постоянная работа с кадрами: подготовить, привлечь и удержать на местах.

Наталья ЯКОВЛЕВА.

Читайте также