Об инвестициях, тарифах и социальном самочувствии

«Искусственное сдерживание тарифов чревато веерными отключениями, авариями, и, как итог – угрозой здоровью и жизни граждан. На монопольных рынках необходимо перейти к новой тарифной политике «Тариф в обмен на инвестиции».

Тариф будет предоставляться в обмен на вложения в инфраструктуру и участие в системе госмониторинга для обеспечения прозрачности. Весомое участие в инвестициях собственник должен вести из своих средств, а не за счет тарифа. Следует разработать действенные стимулы для внедрения инноваций, разрешить перераспределять часть затрат внутри тарифной сметы и сохранять определенную долю…»

На брифинге, прошедшем на площадке РСК, руководитель департамента по регулированию естественных монополий по Акмолинской области Думан Калибеков и заместитель руководителя областного управления энергетики и ЖКХ Светлана Бейсенова разъясняли, каким образом будет реализовываться это поручение Президента РК, данное им в сентябрьском Послании. Но только в самых общих чертах. Потому что механизм реализации принципа, который должен стать ключевым в модернизации (а подчас и восстановлении коммунальных сетей) еще только формируется, требует существенных законодательных изменений.

Повышение тарифов на электроэнергию, водо- и теплоснабжение происходит не первый год. Не только в нашей области, в стране в целом. И всегда на общественных слушаниях монополисты используют аргументы: «сети, оборудование нуждаются в ремонте, нет возможности повысить заработную плату работникам…» Новый тариф утверждают. Население платит больше. Но сети не обновляются, текучесть кадров в этих стратегически важных отраслях из-за низкой заработной платы и тяжелых условий труда растет. Где гарантии того, что переход к принципу «Тариф в обмен на инвестиции» ситуацию изменит?

Отвечая на этот ключевой вопрос брифинга, спикеры отмечали, что начало изменениям уже положено внесенными в Закон РК «О естественных монополиях» нововведениями. Одно из которых как раз и заключается «в компенсации расходов за содержание сетей, переданных на баланс или в доверительное управление, имущества, используемого в технологическом цикле, при предоставлении регулируемых услуг».

– Данное изменение приведет к принятию на баланс субъекта естественных монополий бесхозных сетей, это позволит включить затраты на содержание этих сетей в тариф, что в свою очередь повлияет на качество предо-ставляемых услуг, снизит количество аварий и отключений, – говорил Думан Сейткулович.

Сейчас в области разрабатываться план передачи на баланс или в доверительное управление имущества энергопередающим организациям. Расходы, связанные с приемом на баланс и дальнейшей эксплуатацией, будут компенсированы путем включения затрат в тариф. Речь идет о более чем 1 500 км коммунальных сетей электроснабжения, построенных на бюджетные средства (наибольшая их часть – в пристоличной зоне).

Ожидаемый эффект: снижение износа сетей в сферах электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения минимум на 15%. А значит – снижение коли-чества аварий, отключений…

Копившиеся десятилетиями проблемы в одночасье, конечно, не решить. В нашей области средний износ по сетям в сфере электроснабжения составляет 66,18%, по сетям водоснабжения – 50,99%, водоотведения – 59,57%, теплоснабжения – 55,67%.

По регионам области: ГКП на ПХВ «Кокшетау Жылу» – 49,1%, ТОО «Степногорск Теплотранзит» – 81,9%, АО «АРЭК» – 63,9%, ТОО «Кокшетау Энерго» – 80,1%, ГКП на ПХВ «Кокшетау Су Арнасы» – 49% – водоснабжение, 73% – водоотвод; ГКП на ПХВ «Степногорск Водоканал» – 30% – водоснабжение, 65% – водоотвод.

Как видим, снижение износа на 15% – это малая часть того, что предстоит сделать.

Также, в законе и правилах предусмотрены основания для изменения инвестиционных программ путем включения затрат на капитальные ремонты сетей.

Как все это отразится на тарифах? А значит на наших семейных бюджетах и, по большому счету, на социальном самочувствии? На одном из недавних совещаний министр нац-экономики Алибек Куантыров подчеркивал, что рост тарифов на коммунальные услуги будет не одномоментным, а поэтапным и с учетом социально-экономической ситуации в каждом регионе.

– Уровень тарифа будет зависеть от подаваемой субъектом естественных монополий заявки, которая будет рассмотрена тщательно и индивидуально с привлечением большого количества людей и общественности. Пока уровень неизвестен, но он будет повышаться поэтапно, а не разово, – разъяснял Думан Калибеков. – Кроме того, будет обеспечен контроль за вложенными средствами потребителей. Помимо всего, будет обеспечиваться поддержка нуждающихся категорий населения.

Возглавляемым им департаментом направлены предложения о внесении изменений в действующее законодательство. В частности, специалисты считают целесообразным определить группу потребителей с условным названием «социальное население», состоящую, прежде всего, из социально уязвимых граждан.

Светлана Бейсенова проинформировала о разрабатываемой Дорожной карте передачи на баланс или в доверительное управление имущества энергопередающим организациям. Расходы, связанные с передачей и дальнейшей эксплуатацией, будут компенсированы путем включения затрат в тариф.

Частично за счет тарифов планируется повысить заработную плату (в среднем на 50%) работникам коммунальной сферы.

Местные органы власти работают над поиском дополнительных источников финансирования: целевые трансферты из республиканского бюджета, привлечение займов, бюджетных кредитов…

— Повышение тарифа будет рассматриваться в индивидуальном порядке, с учетом износа сетей. Оно будет поэтапным, чтобы не допустить необоснованного роста и социального напряжения среди населения, – на протяжении всего брифинга подчеркивали спикеры.

В любом случае повышение тарифов на коммунальные услуги необходимо и неизбежно. Что касается нашего с вами социального самочувствия… Очевидно, что коммунальные аварии (подобные тем, что произошли этой зимой в разных казахстанских регионах) могут сказаться на нем куда плачевнее, чем поэтапное повышение платежей.

Главное, чтобы шли эти деньги по их целевому назначению. Законом должна быть предусмотрена строжайшая ответственность уполномоченных органов. И без общественного контроля не обойтись.

Читайте также