Мука дорожает Что будет с хлебом?

Мукомолы республики столкнулись с низким предложением зерна на внутреннем рынке и, соответственно, стремительным ростом цены. В настоящее время цена пшеницы дошла до отметки в 160-180 тыс. тенге за тонну, и это, возможно не предел. Акмолинская область, входящая в число главных житниц, где выращивается четверть общего объема зерновых по стране, также столкнулась с повышением стоимости сырья для мельниц. О текущей ситуации на зерновом рынке региона рассказал заместитель руководителя областного управления сельского хозяйства и земельных отношений Еркеш Аленов.

Между тем от 50 до 70% мельниц по стране остановились, многие работают «с колес». По заявлению мукомолов, запасов осталось всего ничего, после чего мукомольные предприятия, возможно, остановятся на неопределенный срок. По данным Союза зернопереработчиков Казахстана мельники не могут купить зерно не потому что его не хватает, а потому что нет предложений. Рынок в ожидании…

По словам Еркеша Аленова, в Акмолинской области также наблюдается определенный дефицит пшеницы. Но, как и по стране, он связан не с отсутствием сырья, а с выжидательной позицией зерновиков и импортом за рубеж.

«Как правило, в нашем регионе подавляющее большинство полей обрабатывают представители частного бизнеса. Соответственно, цены на пшеницу формируются по рыночным реалиям. Будет спрос – будет предложение. В настоящее время фермеры готовятся к посевной. Им необходимо привести в порядок сельскохозяйственную технику, приобрести ГСМ, собрать людей для работы. Конечно, им в данный момент хочется реализовать прошлогодний урожай на внутреннем рынке по максимально выгодным для себя условиям», — отметил Е. Аленов.

Стоит отметить что на ситуацию с мукомольными предприятиями Казахстана повлияли и внешние факторы. Ранее цены на внутреннем рынке сдерживались за счет ввоза более дешевой российской пшеницы, которую использовали казахстанские мукомолы. Теперь, когда Россия полностью закрыла экспорт своего зерна, мельницы начали останавливаться. Из-за выпадания крупных игроков, таких как Россия и Украина, как никогда вырос спрос на пшеницу из Казахстана. Импортеры из Турции, Пакистана и Ирана готовы платить хорошие деньги за казахстанское зерно…

К слову, с 15 апреля в Казахстане ввели ограничение на экспорт зерна и муки. Как заявил первый вице-министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров, имеющегося в стране объема зерна и муки достаточно для обеспечения внутренней потребности. Ограничительные меры необходимы для исключения дефицита на внутреннем рынке и загрузки мукомольных предприятий.

В ходе разговора с мукомолами Акмолинской области удалось выяснить, что действительно, на некоторых мельницах остался ограниченный объем сырья и меры, принятые МСХ, они считают своевременными. Тревогу вызывает лишь стоимость пшеницы в 160-180 тыс. тенге за тонну, которая даже с введением ограничений может остаться на том же уровне. Как правило, у нас в стране то, что растет в цене, назад уже не возвращается…

А рядовые акмолинцы обеспокоены возможным ростом цен на хлеб и муку. Как заверил Еркеш Аленов, здесь поводов для беспокойства у населения области быть не должно.

«На текущий год государство посредством АО НК «Продкорпорация» выделило Акмолинской области 11,5 тысяч тонн пшеницы. Цена за булку 550-граммового формового хлеба зафиксирована в 105 тенге. Выделенная Продкорпорацией пшеница распределяется между 8 крупными мукомольными предприятиями региона. Программа рассчитана на недопущение роста цен на социальный хлеб. В настоящее время МСХ разрабатывает Правила субсидирования возмещения расходов при реализации продовольственного зерна для последующего производства социального хлеба. Механизм предусматривает поставки Продкорпорацией мельницам-операторам продовольственного зерна по фиксированным ценам. Это – 90 тысяч тенге/тонна. Согласно Правилам Продкорпорации, будут выплачиваться субсидии в размере 25 тысяч тенге за тонну. Из Национального фонда на эти цели планируется выделить 289,6 млн тенге», — поделился Е. Аленов.

В свою очередь, не все пекари согласны с калькуляцией и цифрой в 105 тенге за булку. К примеру, в Буландынском районе и районе Биржан сал пекари реализуют социальный хлеб по 125-130 тенге. Здесь, по словам Е. Аленова, нужна доработка со стороны районных исполнительных органов, которые нашли операторов, получивших зерно и муку по фиксированной цене, но в итоге несогласных с калькуляцией. Есть и обратные примеры добросовестного исполнения взятых обязательств. В г. Косшы, Коргалжинском, Жаксынском районах социальный хлеб реализуется в диапазоне 80-95 тенге за булку. То есть, местные мукомолы и, в свою очередь, пекари не стали подбивать стоимость буханки хлеба к рекомендуемой и фиксированной.

Возвращаясь к мукомольным предприятиям, если многие из них действительно встанут, сельчане, трудившиеся на производстве, могут остаться без работы. А это уже социальная проблема. В свою очередь, даже временное закрытие мельниц грозит кризисом в сфере животноводства, так как жизненно важные корма для скота производятся на зерноперерабатывающих мощностях и являются побочным продуктом мукомольного производства. Стоит надеяться, что у фермеров запрятавших пшеницу по закромам, здравый смысл возьмет вверх над жаждой наживы и все, в итоге, вернется на круги своя…

Азат РАИМБЕКОВ.

Читайте также