Обрекли на голодную смерть

Мы продолжаем знакомить наших читателей с первыми результатами работы региональной комиссии по вопросам реабилитации жертв репрессий в Акмолинской области, предоставленных нашей редакции ученым-историком, координатором комиссии Аманаем Сейткасымовым.

«По данным магистра гуманитарных наук, руководителя исследовательской группы, изучающей реабилитацию беженцев и участников народных восстаний в Акмолинском регионе, Талапкера Уалиева, в специальном архиве областного департамента полиции найдены сведения о народных протестах, ранее неизвестных широкой общественности.

Так, в период с 5 марта по 5 апреля 1931 года в селах № 15-17 Атбасарского района богатые и состоятельные жители организовались, чтобы вернуть конфискованный скот. Около тридцати человек под руководством уважаемого всеми бая Есенбергена явились в колхоз «Касқа» и предъявили свои требования. Милиция применила против них оружие и арестовала 15 человек, шестеро сумели убежать.

Протестовали и жители сел, расположенных на берегу реки Ашылы. В 1932 году только из Айыртауского района 760 человек вместе с семьями были депортированы приказом ОГПУ в качестве «баев-кулаков», а 128 человек насильно переселены в Южный Казахстан.

В созданном в 1928 году Сталинском районе Акмолинского округа (с центром в селе Алексеевка) около 200 человек из числа кулаков и середняков сел Козьмо-Демьянск и Киили избили председателя колхоза и потребовали вернуть конфискованные дома, скот, зерно. Силами милиции сопротивление было подавлено, а главари арестованы.

В селах Максимовка, Владимировка Балкашинского района кулаки просили вернуть насильственно изъятую семенную пшеницу и инвентарь. В пяти селах Кызыл-Аскерского района Петропавловского округа баи, пригрозив поднять население, потребовали вернуть местную мечеть.

Получены новые сведения о нереабилитированных жертвах репрессий – кулаках, богачах, крестьянах. По данным на 10 сентября 1931 года, список конфискованного имущества, составленный в 1928 году, предполагал депортацию 5000 семей по всей республике. Из них 356 человек из Кокшетауского района, 185 – из села Арыкбалык, 205 – из Айыртау, 226 – из Щучинска…

В основном, они были переселены в южные, восточные регионы. Этот секретный протокол Казкрайкома подписал сам Голощекин. В 141-м фонде архива Президента РК имеется большое количество материалов, связанных с этой темой. Списки тех, кто подвергся раздельной конфискации, до сих пор выясняются».

По данным, полученным рабочей группой областной комиссии, исследующей документы о ликвидированных или пострадавших от голода 1930-х годов, во время кампаний по заготовке мяса, зерна государству применялись методы насилия, фальсификации, произвола.

Например, прокурор Акмолинского округа Алпысбаев в своем служебном письме, адресованном председателю НКВД КАССР М. Табакину в июле 1930 года, пишет о том, что при ликвидации богатых, кулаков как сословий в казахских селах Атбасарского, Сталинского районов, при насильственной коллективизации – в Ленинском, Социалистическом районах возбуждали дела, убирали из списков избирателей.

Найдены документальные свидетельства того, что было незаконно возбуждено 1537 дел. И не только в отношении действительно состоятельных людей, но и в отношении середняков и совсем бедных людей.

В докладе заместителю председателя Объединенного Государственного Политического Управления (ОГПУ) Генриху Ягоде говорится о незаконном переселении 15 середняков из Кокшетауского района, а в селах Михайловка, Николаевское, Беловодское Атбасарского района при переселении кулаков изъято все до мелочей, в Арыкбалыкском районе были насильственно депортированы даже инвалиды и пожилые люди, несмотря на их физические возможности.

Бедные также были арестованы, а их скот и имущество были конфискованы. Вплоть до женского белья, головных платков, одежды детей. Из-за такого произвола часто возникали факты побега, неповиновения… Множество людей впоследствии были обречены на голод».

Записала Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также