Что показали социсследования?

Сегодня активно функционирует потребительский рынок, в котором присутствуют продавец, а также услугодатель и потребитель. Причем последних – подавляющее большинство. На первое место выходит не столько производство товара, сколько его реализация. А защита прав потребителей становится настоятельной необходимостью для современного правового государства. При этом потребитель как был, так, пожалуй, и остается самым незащищенным субъектом на рынке товаров и услуг.

В какой сфере больше всего нарушаются права потребителей? Давайте попробуем разобраться на основе результатов социологических исследований.

Ежегодно по заказу комитета по защите прав потребителей МТИ РК проводятся социологические исследования, цель которых – определить состояние, проблемы и перспективы развития системы защиты прав потребителей, а также степень активности и поведения потребителей в случаях ущемления их прав.

В 2021 году социсследование по вопросам защиты прав потребителей было проведено ОО «Жаңа шабыт» посредством социального онлайн-опроса через сайт saualnama-opros.kz по двум основным направлениям: определение уровня удовлетворенности населения теми или иными видами услуг; определение уровня правовой грамотности населения РК в сфере защиты прав потребителей. В опросе приняли участие представители разных групп, разного уровня образования, социальных статусов, места жительства.

Респондентам было предложено оценить степень удовлетворенности 20 сферами услуг по разным отраслям. Как показали социсследования, в целом по республике установлен достаточно высокий уровень удовлетворенности опрошенных казахстанцев сферами услуг.

В регионах этот показатель отличается. Например, на вопрос «Удовлетворены ли Вы качеством оказания услуг связи (мобильная связь)», 78,8% респондентов ответили положительно, 18,4% – неудовлетворены и 2,8% опрошенных казахстанцев затруднились дать ответ.

К примеру, удовлетворены качеством услуг мобильной связи 94,2% респондентов Акмолинской области.

Удовлетворены качеством услуг интернет-провайдеров 93% респондентов Акмолинской области.

Целью второго этапа опроса было определение уровня правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей.

Так, большинство опрошенных респондентов (82,6%) поставили положительную оценку текущей ситуации с соблюдением и защитой прав потребителей в РК, 88,4% считают, что ситуация с государственным регулированием защиты потребителей стала лучше. Более 65% респондентов ответили, что знакомы с Законом РК «О защите прав потребителей», но не использовали его на практике, использовали закон лишь 21,9%, а 12,2% жителей не знают о его существовании. К примеру, в 2020 году, согласно аналогичному опросу, лишь 5% казахстанцев были знакомы с этим законом.

В случае же нарушения прав потребителей более половины респондентов заявили, что обратятся в орган по защите прав потребителей, а остальная часть респондентов собирается обращаться к услугам юристов и в неправительственные организации.

На вопрос «Какие меры нужно ввести для более полного осуществления защиты прав потребителей?», жители Акмолинской области (28,1%) предлагают упростить механизм защиты их потребительских прав.

Таким образом, получается, что основной проблемой защиты прав потребителей на сегодня является наличие многочисленной массы покупающих и продающих граждан, которые не в полном объеме владеют знаниями и не всегда умеют применять на практике законодательство, регулирующее современные рыночные отношения.

Остается проблемой недоверие общества к государственной защите собственных прав и интересов. При этом общество должно понять, что главным средством защиты его прав и интересов выступает закон, и его знание необходимо, а соблюдение норм жизненно важно для каждого из нас.

А четкие правила соблюдения баланса предприниматель – потребитель нашему обществу нужны давно. Поэтому ситуацию нужно менять. И не столько ужесточением законодательных мер, сколько усилением роли общественных организаций по защите прав потребителей и активности самих потребителей. Только так можно сформировать законопослушного предпринимателя, повысить уровень сервиса и усилить ответственность бизнеса.

По информации облдепартамента по защите прав потребителей.

Читайте также