О чем картина говорит…

В областном историко-краеведческом музее новый экспонат – «Потрет няни», переданный дар акмолинцам московской художницей Оксаной Лапшиной.

Героиня портрета

Тому, кто не знаком с этой удивительной женщиной, советуем: найдите на YouTube видеоролик, снятый музеем истории г. Кокшетау к замечательному казахстанскому празднику – Дню благодарности. Посмотрите, как искренне и трогательно ветеран труда, заслуженный учитель, отличник народного образования в свои 96 лет говорит о главном: «Я благодарна Казахстану за каждый прожитый здесь год».

Из родной Башкирии семье Ишмухамедовых пришлось уехать в самом начале 30-х годов прошлого столетия. В 1931 году отца Халяфа, а чуть позже и старшего брата, репрессировали, сослали в Сибирь. Спасая остальных детей, мама увезла их к дальним родственникам на Кавказ.

Великую Отечественную войну 16-летняя Хадича встретила учащейся железнодорожного училища. Когда фашисты начали бомбить Махачкалу, училище эвакуировали. Так Хадича оказалась в Камышлове Свердловской области. Но всю войну большей частью провела не в городе – в дороге. Работала не кондуктором, не диспетчером, даже не машинистом или его помощником, а кочегаром. Сколько тонн угля перебросала, сколько паровозной гари в себя вдохнула… Но кто же думает об этом, когда «Все для фронта, все для Победы!».

Как же ликовали девчонки-кочегары, когда в Свердловске машинист, вернувшись с вокзала, произнес это заветное слово «Победа»! До сей поры из многих залуженных наград и званий Хадиче Тенизбаевой особенного дорог значок «Почетный паровозник». Уж очень тяжело доставался он его обладателям.
К родным вернулась в 1947 году. Упорства, трудолюбия за годы работы на железной дороге только прибавилось. Экстерном окончила школу, а затем и педагогический институт, стала учителем истории.

В Кокшетау приехала в 1963 году с мужем Жапаром Тенизбаевым. Доцента, заведующего кафедрой философии Кокшетауского педагогического института, Жапара Тенизбаевича помнит не одно поколение выпуск-ников.

Приехали 29 августа. На следующий день начала работать в средней школе №4. Там преподавала историю вплоть до трудовой пенсии.
— Гораздо позже мы стали понимать, что уже в те годы Хадича Халяфовна применяла методы, о которых заговорили не так давно, — говорит одна из ее учениц, вышедшая на заслуженный отдых тоже из СШ №4 и тоже в статусе учителя, Татьяна Евтушенко. — Мы исследовательской деятельностью занимались, проекты делали. Она за урок могла всего несколько слов произнести, а мы работали самостоятельно и увлеченно.

Жапара Тенизбаевича не стало в 2001 году. А Хадича Халяфовна живет воспоминаниями о жизни непростой, но такой интересной и достойной, уважением и заботой окружающих ее людей.

Автор картины

— Она была моей Ариной Родионовной, — так образно московская художница Оксана Лапшина говорит о роли Хадичи Халяфовны в ее жизни.

Родилась Оксана Александровна в кокшетауском «Шанхае»: «Мы себя так и называли: «шанхайские» девчонки. Детство было замечательным». Родители получили квартиру в новом микрорайоне, подружились с соседями Тенизбаевыми. У детей и Хадичи Халяфовны любовь была взаимной. «Хали-Хали пришла!», — ликовали они. Мудрому учителю это обращение нравилось.

— Мама работала вечерами, с нами часто оставалась Хадича Халяфовна. — Ночевать у нее я любила особенно. Библиотека у них была огромная, сколько книг она мне прочла перед сном. А потом я и сама спрашивала: «Что прочесть», с любым вопросом и проблемой к ней бежала.

На каждый свой день рождения Оксана в подарок от Тенизбаевых получала книгу. Первая – прекрасно иллюстрированное и дефицитное в те времена издание «Эрмитаж». Вторая – «Художники-передвижники». Наборы открыток, на которых изображены картины великих художников…

Пройдут годы и все это всплывет не только в памяти, но и в творчестве уже взрослой Оксаны Лапшиной.
Специальность хореографа она получила в нашем «кульке» – очень сильном и известном по всей республике культурно-просветительском училище. В знаменитом «Сувенире» шесть лет танцевала. По специальности работала несколько лет, но ненормированный рабочий день культорганизатора с мизерной заработной платой и заботы о маленьком ребенке совместить сложно.

Способностей Оксане Лапшиной – не занимать. Работала на трикотажном предприятии «Арман». Причем не только вязала, но и дизайн изделий разрабатывала, преподавала машинное вязание в училище, хореографию и рисование – в СШ № 4.

Приехала знакомая из Моск-вы, увидев изготовленные ею вещи сказала: «Вы такая рукастая. Вам в Москве цены не будет».
Легкая на подъем, энергичная Оксана Александровна с двумя маленькими дочерьми в Москву и отправилась в то самое «смутное» время. Благо, что супруг понимал, поддерживал, раз и навсегда стал тем самым надежным тылом.

Не скрывает: в том, что «Москва слезам не верит», убеждалась не раз. Как и в том, что «упорство и труд все перетрут». Работала в фирме по производству меховых изделий, а потом… сомелье. Италия, Франция… Для эксперта по вопросам приобретения, хранения и подачи вина к столу – посещение этих (и не только) стран – служебная необходимость. Но какая же приятная. Конечно, мимо музеев и картинных галерей Оксана Александровна не проходила. Тогда и всплывали в памяти открытки и книги, подаренные Хадичой Халяфовной.

И настал тот момент, когда количество накопленных впечатлений, затаенных, смутных желаний переросло в качество.
И восемь лет тому назад Оксана Лапшина начинает брать уроки рисования, посещает мастер-классы известных художников: «Дети выросли, энергия, силы, желание есть. Оказывается, надо было весь этот путь пройти, чтобы понять, в чем твое призвание».

Первая картина – «Люпины», которая, по словам Оксаны Александровны, не продается. Картина «Внуки» экспонируется в одном из московских музеев. Персональные выставки, участие в благотворительных выс-тавках, аукционах – все вырученные деньги идут на помощь тем, кто в этом нуждается. Все это – буквально за несколько лет.
С родным Кокшетау связи не прерывает, приезжает часто. И в каждый приезд навещала Хадичу Халяфовну – свою няню. Так она и в детстве ее называла, так и портрет назвала.

Через годы, через расстояние…

— Написать портрет своей любимой няни, сыгравшей такую огромную роль в моей судьбе, – это самое малое, что я могу сделать для Хадичи Тенизбаевой, — говорит Оксана Лапшина.

Я ведь не только об этой чудесной женщине хотела рассказать, но и обо всем Казахстане, где я родилась и выросла, где живут такие замечательные люди. И накидку сделала бирюзовой, чтобы напоминала о казахстанском флаге.

Поэтому на картине мы видим и пики горных вершин, и степные бледно-розовые тюльпаны… И все это только оттеняет, подчеркивает красоту, доброту, спокойствие и мудрость изображенной на ней Хадичи Тенизбаевой.

Причем, помимо портрета благодарная художница изготовила и две копии: для самой Хадичи Халяфовны и для СШ №4, где героиню портрета не забывают не только в праздники.

Стойкая, военной и послевоенной жизнью закаленная Хадича Тенизбаева достойно перешагнула 95-летний рубеж своей жизни. В преддверии 97-летия не утратила ясного ума, памяти о пережитом, о светлых страницах своей жизни. Помнит она и маленькую свою воспитанницу – Оксану Лапшину. Переданный сотрудниками музея портрет приняла со слезами благодарности.

Вот такая история одного портрета. Глаза его героини, кажется, смотрят в душу: «Мы живы. Мы благодарны судьбе и людям. Будьте счастливы».
Уверена, что любой, остановившийся перед ним, ощутит то же, что и первые его очевидцы: пусть как можно дольше, как в трогательном «Довоенном вальсе» мы сможем сказать: «Все еще живы, все, все…». Пусть и после неминуемых расставаний годы и расстояния не стирают память о любимых, дорогих нам людях.

Читайте также