«Быть стариками – не простая штука»

— Нам обижаться нельзя. Это для нас как заповедь, — социальные работники из поселка Катарколь Наталья Птицына и Наталья Юхно говорят об этом независимо друг от друга.

Возраст и внешность у них, конечно, разные, но чем-то они похожи. Разговаривая с ними, начинаешь понимать, что схожи спокойствием, манерами, мудростью, которая приходит с годами. Возраст у них самый что ни на есть рабочий, до трудовой пенсии обеим еще работать и работать. Но, видимо, ежедневное общение с опекаемыми очень пожилыми и одинокими людьми накладывает свой отпечаток.

— Учимся у них отношению к жизни, к труду, — и в этом обе Натальи единодушны. — Разве наши старики не правы, когда говорят, что зерно, овощи, фрукты выращивать надо, скот разводить в крупных хозяйствах, как в пору их молодости было. Тогда в магазине яблоки яблоками будут пахнуть, а не консервантами.

И детей своих опекаемых (они есть у большинства) социальные работники не осуждают: «Так жизнь сложилась, что живут теперь далеко. Помогают родителям материально, приезжают, зовут к себе. Но они – ни в какую. Даже в том случае, если живет один, переезжать не хочет».

О пансионатах для престарелых (есть у нас сейчас и частные, и государственные центры оказания медико-социальных услуг) слышать не хотят.
— Акимат организовал поездку одному нашему старичку, он сам попросил об этом. Посмотрел. И отказался переезжать. Говорит, думал, что отдельная комната или хотя бы шкаф свой, который он на замок запрет, будут. Там этого ему не обещали, — рассказывает Наталья Птицына. — Любому в своем доме лучше. Нельзя старое дерево пересаживать. Погибнет.

Государство о своих пожилых гражданах не забывает. Организация социальной помощи одиноко проживающим – один из примеров этого. Вода, печь, покупки в магазине, аптеке, уборка в доме, стирка, при необходимости – приготовление еды… Эти обязанности нашим собеседницам не в тягость.

Хотя нетрудно догадаться, что снежной, морозной зимой воду из колонки принести, печь протопить не так просто. Особенно после того, как в своем доме с раннего утра этим занимался. У Натальи Юхно дочери уже взрослые, а у Натальи Птицыной – шестеро детей в маминой заботе нуждаются.

Но обе дамы не только к домашнему труду с детства приучены. Наталья Чеславовна Юхно в юности получила специальность бухгалтера, но «не по мне было дебет с кредитом сводить». Весовщицей работала, в овощеводстве… Хозяйство, в котором на полях работала, обанкротилось. В детском оздоровительном центре трудилась, благо поселок в курортной зоне находится.

Там тоже с оплатой, перечислением пенсионных взносов проблемы были. В столовой какое-то время поработала, с раннего утра до позднего вечера за очень небольшую зарплату, на которую не прожить. Во время переписи помогала. Тогда в сельском акимате оценили трудолюбие, порядочность, общительность, умение найти общий язык с самыми разными людьми. Предложили должность социального работника.

— К первым своим опекаемым шла, как на экзамен, — признается Наталья Чеславовна. — Да я и сейчас волнуюсь, ког- да впервые в дом захожу. Но мне везет, всегда попадаются люди хорошие.

Видимо, это тот случай, когда «подобное тянется к подобному» и «каждый видит то, что…».
Но мы знаем, что с возрастом, увы, не только красивее, но и добрее, спокойнее, пожалуй, никто не становится. Особенно по отношению к чужому человеку. Спрятал и забыл куда именно, кого-то в краже заподозрил… Ну кто из нас не сталкивался с такими возрастными изменениями у родственников, соседей… У Андрея Дементьева есть об этом замечательное стихотворение: «Быть стариками – не простая штука. Не все умеют стариками быть. Дожить до старости – еще не вся наука, куда трудней достоинство хранить».

— Со стариками надо разговаривать, это для них важнее, чем бытовая помощь, — говорит Наталья Юхно. — Я стараюсь одна в комнате не находиться. Что бы ни делала, всегда говорю: «Посидите со мною. Поговорим заодно». Мне спокойнее и им – в радость.

— Глядя на своих подопечных, всегда думаю о том, какой я буду в их возрасте, — соглашается с коллегой Наталья Птицына. — Не скрою, бывает, что душа не лежит. Но так же улыбаешься, как остальным, так же домашнюю работу делаешь на совесть. Перечить – вообще исключено. Только соглашаться.

Обе наши собеседницы искренне говорят о том, что самое сложное в их работе – неизбежное в общении с пожилыми, часто очень нездоровыми людьми, чувство бессилия: «Мы не можем им помочь стать молодыми и сильными. Все понимаем, но иногда и в последний путь приходится провожать. Горько. Мы же к ним душой прикипаем, как к родным».

Наталья Птицына за 12 лет работы социальным работником, Наталья Юхно – за семь ни разу не пришли в акимат с просьбой: «Не могу с ним (ней) работать. Замените меня». Это ли не свидетельство их профессионализма и человечности. Спасибо вам, Наталья Васильевна и Наталья Чеславовна, от опекаемых вами пожилых людей, от их детей и внуков, от всех нас… Мало ли, как жизнь сложится. Может, кто-то из нас будет нуждаться в посторонней помощи. Тогда пусть в наш дом войдут такие помощницы.

Бурабайский район.

Фото Советбека МАГЗУМОВА.

Читайте также