Давайте обсудим
«Ну, ты охламон настоящий!». Кто из нас в сердцах не называл так сына, братишку.., когда те совершали поступок необдуманный, нелепый. Этим словом латинского происхождения заменяли вертящиеся на языке «бестолочь, бездельник, глупец…». Перечень негативных определений можно продолжать долго.
А ведь в буквальном переводе слово «охламон» означает всего навсего «человек толпы». Чем же страшна толпа? Почему столько мыслителей, начиная с времен древнейших, пытались разобраться в механизме ее воздействия на человека. Почему так легко человек попадает под ее влияние? Что-то кричит, кому-то грозит, может и камнем бросить, ударить того, кого бьют остальные… И лишь некоторые, вырвавшись, остыв, успокоившись, недоумевают: «Что это было? Это был я или не я?». Признаюсь, сама переживала нечто подобное, отстояв час-другой, а то и третий в советских очередях. Та еще толпа незабываемая!
Очередей сейчас нет, митингов, демонстраций, манифестаций… тоже. Тем более «дистанционка» пришла к нам не вчера, множество фрилансеров работают на дому уже не первый год. Но пришла всерьез и не просто надолго, а в той или иной мере и различных сферах- навсегда. На улице большие компании мы видим все реже не только в период карантина.
А вот толпа со своим эффектом заражения, подчинения, агрессивностью, безапелляционностью… осталась. Только с улиц и площадей переместилась в пространство интернета. Причем, стала куда опаснее. Потому что раньше вожаку можно было в глаза посмотреть, в лицо узнать, вспомнить о его прошлом. Возможно, не совсем благовидном.
Теперь же кричащие «ату его» часто невидимы, для простого интернет-пользователя недоступны, под любым именем могут выйти, историю такую сочинить, что не поверить в нее сложно. Да и если имени своего не скрывает, историю выкладывает правдивую, то и в этом случае все очень неоднозначно.
— Судья Н. — взяточница, она вынесла решение неправильное, — пишет проигравшая сторона. Да так эмоционально, трогательно. И понеслось: «У меня было подобное. Судья М. — вор и взяточник. Из-за него я остался без квартиры…». Один, другой, третий… И «судью на мыло» уже не кажется только спортивным жаргоном. «Всю систему менять надо», — часто оказывается самым безобидным комментарием. Причем, особенно «острые» часто выкладывают люди, с судебной системой вовсе не соприкасавшиеся. А пытающиеся остудить разгневанный обмен мнениями и эмоциями тут же получают отповедь: «ватник», «нурбот», «тебя купили…», «тебе заплатили…».
А ведь человек просто попытался сказать, что надо выслушать и аргументы судьи, и стороны, процесс выигравшей. Нельзя делать выводы на основании одной точки зрения. Но разбираться — это сложно, требует времени, усилий интеллектуальных, знаний… А нам некогда, нам не хочется… Да и зачем? Толпа (неважно реальная или виртуальная) ценит быстроту, эмоции, категоричность.
И кажется мне очень тревожным, что сегодня на всех уровнях часто слышат именно толпу виртуальную и где-то идут у нее на поводу. У толпы и у людей, называющих себя общественными деятелями, гражданскими активистами.
Уважаю и тех, и других. Но в том случае, если такими неформальными титулами их наградили люди, давно их знающие, уважающие. И, если общественная деятельность не стала «профессией» и источником существования. Если перед (или после, неважно) «общественный деятель», можно поставить, допустим, «учитель», «строитель», «госслужащий», «пенсионер»… Тогда становится ясно, что человек пытается решить общие проблемы после работы, а, значит, не корысти ради.
«Жесткий разговор с акимом в Акмолинской области», «Жесткий разговор с акиматчиком» (опять же в нашей области). Сюжеты с таким названием появились в ютубе на канале некоего Рината Кибраева. Интересующиеся — просто «прогуглите». Я свое мнение обнародовать не буду.
Но. Ребята — алматинцы, вы как, на какие средства и зачем к нам приехали? Откуда вы так «хорошо» знаете проблемы Жаксынского района? Дама, которая на прием к акиму области не могла попасть, сама вас нашла или все-таки наоборот? И как вы представляете себе работу и функции акима области? По вашим словам, видимо, примерно так: сидит он с раннего утра и до позднего вечера и выслушивает каждого желающего, коих, конечно, немало. До введения карантина были и приемы, и дни открытых дверей, и сейчас они проходят в онлайн-режиме. В силу профессии была на них, видела людей разных. Отчаявшихся из-за неверного решения чиновников, попавших в беду, действительно нуждающихся в помощи, предлагающих что-то конкретное, но немало и тех, кто, понимая, что в правовом поле проблему не решить, надеются, что аким поможет это сделать.
Глядя на выложенное в ютубе видео, в очередной раз подумала: как хорошо, что я не госслужащая. Иначе бы, наверное, в отличие от работника акимата, пытающегося что-то втолковать этим упивающимся своей безнаказанностью ребятам, могла не сдержаться, поговорила бы куда жестче и разбор персонального дела на Совете по этике был бы неминуем.
Не надо бояться громко кричащих, категоричных, угрожающих, именем народа прикрывающихся. Не надо идти у них на поводу. Люди, искренне болеющие, переживающие, желающие помочь проблему решить, так себя не ведут. Виртуальной толпой манипулировать не пытаются. Они знают механизм обращений, используют его, добиваются своего в рамках закона. Делясь своей точкой зрения в социальных сетях, приглашают к разговору, обсуждению, готовы выслушать других. Они вступают в политические партии. В конце концов и свою создать можно.
А всем нам, прежде чем репост сделать, поддержать или осудить, надо остановиться и хорошо подумать. И принять свое решение, взвешенное, личное. Иначе рискуем стать частью толпы, о которой Абай говорил: «Кто отравил Сократа, сжег Жанну д’Арк, распял Христа, закопал Мухаммеда в верблюжьих останках? Толпа. Значит, у толпы нет ума. Сумей направить ее на путь истины».
Нина МИТЧИНОВА.