КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Акмолинская область обладает богатым наследием исторических событий и выдающихся личностей.
С ростом национального самосознания возрос интерес к истории страны, особенно к местам и знаменитым личностям, сыгравшим ключевую роль в формировании ее судьбы. Часто инициативу установки памятников проявляют потомки исторических личностей, общественные деятели и другие активисты.
Но важно понимать, что установление памятников должно быть продуманным, чтобы избежать хаоса и не допустить возникновения таких явлений, как трайбализм, других социальных негативных последствий. Об опасности этого неоднократно предупреждал Президент Касым-Жомарт Токаев.
В этом контексте важно знать, какие законодательные нормы нужно соблюдать при принятии решения об увековечивании того или иного события или личности, внесших значительный вклад в развитие страны и региона.
В целях правового регулирования вопроса установления монументального сооружения (памятники, стелы, бюсты, устанавливаемые для увековечения памяти о выдающихся личностях, значимых исторических событиях) существуют правила, утвержденные приказом министра культуры и спорта Республики Казахстан от 28 апреля 2020 года № 103, которыми необходимо руководствоваться.
Согласно правилам, установление сооружений монументального искусства местными исполнительными органами осуществляется за счет местных бюджетных средств или иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Установление сооружений приурочивается к юбилейным и памятным датам выдающихся личностей, значимых исторических событий, определенным постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 сентября 1999 года № 1465 «О праздновании юбилеев и памятных дат».
Сооружение устанавливается не ранее, чем через пять лет со дня смерти выдающейся личности, за исключением случаев проявления героизма и отваги, внесения особого значимого вклада в укрепление независимости государства и (или) совершения значимого исторического события.
Сооружение устанавливается в местах общего пользования, находящихся в государственной собственности. В одном населенном пункте одной выдающейся личности или значимому историческому событию устанавливается не более одного сооружения.
Важно, что работа по сооружениям монументального искусства местными исполнительными органами ведется на плановой основе. План формируется уполномоченным органом в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия на предстоящий календарный год до первого декабря текущего года.
Местные исполнительные органы представляют предложения о сооружении в уполномоченный орган в срок до первого ноября года, предшествующего планируемому. Предложение местных исполнительных органов должно иметь финансовое подтверждение, решение об отводе земельного участка и протокол комиссии по охране памятников истории и культуры.
Согласно правилам, для обеспечения высокого творческого исполнения, а также исключения коррупционных рисков местным исполнительным органом объявляется республиканский творческий конкурс среди скульпторов на лучшие рабочие проекты сооружения. Объявление о планируемом республиканском творческом конкурсе размещается в интернет-ресурсе местного исполнительного органа и в средствах массовой информации республиканского уровня с обязательным указанием даты начала и окончания приема рабочих проектов.
Республиканский творческий конкурс на лучшие рабочие проекты объявляется местными исполнительными органами на срок не менее месяца с подробным описанием его условий. По завершении республиканского творческого конкурса поступившие на конкурс рабочие проекты сооружения вносятся на рассмотрение комиссии по охране памятников истории и культуры при местных исполнительных органах. Комиссия из поступивших на республиканский творческий конкурс рабочих проектов признает лучшими не менее трех работ.
Отобранные комиссией по охране памятников истории и культуры лучшие рабочие проекты направляются в уполномоченный орган в сопровождении документов и материалов.
Рабочий проект сооружения рассматривается на качественное творческое исполнение, раскрытие портретного сходства и отражения исторического события. С учетом представленных ситуационной схемы и макета генерального плана сооружения определяется правильное расположение сооружения.
Согласно п. 2 ст. 145 КоАП РК, нарушение законодательства Республики Казахстан об охране и использовании объектов историко-культурного наследия, в том числе нарушение правил установления сооружений монументального искусства, влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства – в размере пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере ста, на субъектов крупного предпринимательства – в размере двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей, с приостановлением производимых работ.
Соблюдая все правила, инициатор установки сооружения монументального искусства сможет найти наиболее эффективное решение для реализации идеи, избежать ненужных расходов, гарантировать своевременное завершение проектов, улучшить инфраструктуру региона и создать более привлекательные места как для местных жителей, так и для гостей.
Гульмира ЖАМАНОВА,
заведующая отделением КГУ «Центр по охране
и использованию историко-культурного наследия»
управления культуры Акмолинской области.
Фото из архива «АП».