Учиться… переучиваться

Личность
«Надо вернуться к советской системе образования», «Обновленная программа губит наших детей»… Нет дня, чтобы в популярных социальных сетях не появился очередной пост примерно такого содержания.

Но обращает на себя внимание, что их авторами, за небольшим исключением, являются не учителя, а родители учеников, а то и просто люди, знающие о переменах в образовании лишь понаслышке…

Тем интереснее мнение человека, работающего в системе образования уже 37 лет. И работающего так, что возглавляемые ею учебные заведения становятся лучшими по области. Без комментариев и похвал: это результат огромного труда и преданности делу, избранному однажды и навсегда.

В Черноярскую школу Бурабайского района выпускница Целиноградского педагогического училища Галина Бичун пришла в 1983 году. Учителю начальных классов в обычной сельской малокомплектной школе приходилось заменять учителей географии, русского языка… Причем, не один-два урока, а достаточно долго, даже на период всего декретного отпуска предметника.

Возможна ли такая практика сегодня? Как это сказывается на качестве преподавания? Не лучше ли действительно создавать в крупных поселках опорные школы с укомплектованным штатом преподавателей?

Галина Викторовна отвечает твердо: «Малокомплектные школы нужны. Это — основа села». Что касается качества образования, то и в таких школах все зависит от профессионализма педагогов и уровня требований руководителя. Педагог с многолетним стажем убеждена, что неизбежная взаимозаменяемость была необходимой. А возможной потому, что сами учителя обладали прочными школьными знаниями. Сегодня проблема не так остра, студенты некоторых педагогических вузов имеют возможность получить высшее образование, дающее право преподавать две смежные дисциплины.

— В школьные годы нельзя уделять большее внимание одним предметам в ущерб другим. Любой предмет развивает ум, логику, — убеждена Галина Бичун. — Мир быстро меняется, востребованность профессий — тоже. Мы должны готовить детей так, чтобы они были готовы к смене сферы деятельности, умели быстро переучиться, освоить новое.

Черноярская школа в ту пору, когда ею руководила Галина Бичун, стала лучшей сельской малокомплектной школой области. В ней проводили семинары областного, республиканского уровня, педагоги не раз становились победителями различных конкурсов.

В 2004 году Галину Викторовну назначают директором СШ №2 г. Щучинска. В 2014 году и эта школа стала лучшей организацией образования области с присуждением гранта акима области. «Удалось собрать высокопрофессиональный коллектив, — так она отвечает на вопрос о «секрете» успеха. — Больше 80% учителей имели высшую и первую категории».

Все это так, но, согласитесь, что стихийно такой коллектив не возникнет. «Галина Викторовна — человек целеустремленный, неравнодушный, обладает необходимой для руководителя деловой хваткой, — такую характеристику дает ей заместитель руководителя областного управления образования Валерий Гамазов. — Проторенных путей она не ищет, всегда старается создать хорошие условия для учителей и учащихся. И ей это удается. Умеет аргументировать перед руководством необходимость приобретения оборудования, оснащения… Главное — гарантирует результат».

Галина Бичун не изменяет себе и в должности директора Высшего педагогического колледжа г. Щучинска. Руководит она этим учебным заведением, готовящимся в будущем году отметить свое 90-летие, четыре года. Главным достижением за этот период считает изменение статуса колледжа. Полученная лицензия (результат огромного труда всего коллектива) дает право на подготовку прикладных бакалавров дошкольного образования и воспитания. Договор, заключенный с КГУ им. Ш. Уалиханова, предоставляет выпускникам этой специальности возможность получить высшее образование по ускоренной программе, им зачитываются кредиты (предметы), изученные в колледже. В университете надо освоить недостающие. За какой срок — решают сами студенты.

В перспективе — получение лицензии на прикладной бакалавриат по другим специальностям колледжа. Работают над тем, чтобы подать заявки на новые специальности — логопед, вожатый…

И готовят учителей начальных классов, которым предстоит работать по обновленной программе. Все педагоги прошли переподготовку. Для студентов проводят спецкурсы с привлечением социальных партнеров — успешно работающих учителей-практиков. В необходимости обновления содержания образования Галина Викторовна не сомневается. Свою точку зрения аргументирует, как всегда, обдуманно и обстоятельно. В быстро изменяющемся мире должно изменяться и образование. К советской системе уже не вернуться, взять лучшее — можно и нужно. Давать фундаментальные знания — это одно, но надо готовить детей к реальной жизни. А она сейчас иная, чем 30-40 лет назад. Да и дети иные, они куда развитее своих родителей в их возрасте. С ранних лет умеют самостоятельно отыскивать информацию, эти навыки нужно развить, направить их в нужную сторону. Критическое мышление — умение анализировать, сравнивать, делать выводы — потребность времени.

Конечно, много вопросов к качеству некоторых учебников. Так что и учителям, и школьникам, и родителям бывает непросто. Да и новая система оценивания знаний учеников тоже нуждается в совершенствовании. «Новое всегда, везде и всюду воспринимается с трудом, — говорит Галина Бичун. — Но через это надо пройти. Если есть желание, то можно решить любые проблемы».

Ирина БАУДИНОВА.

Бурабайский район.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Читайте также