В запросе члена комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента РК Дании Еспаевой Министру здравоохранения РК и Министру образования и науки РК о целесообразности подготовки врачей в непрофильных вузах речь шла, в том числе, и о КГУ им. Ш. Уалиханова.
Сегодня мы беседуем с руководителем Центра медицинского образования университета, доктором медицинских наук Светланой Муратбековой.
— Светлана Кабденовна, чем вызвана необходимость открытия медицинского факультета в Кокшетау?
— Прежде всего хочу сказать, что на получение лицензии на подготовку бакалавров медицины в этом году претендовали более десяти казахстанских вузов. Пока Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН РК положительное решение принято только в отношении КГУ им. Ш. Уалиханова.
Необходимость открытия факультета вызвана не снижающимся дефицитом медицинских кадров в нашей области, особенно в сельских регионах. Принимаемые ранее меры, в том числе и гранты акима области, остроту проблемы снимают лишь частично. Хочу обратить внимание и на то, что руководство области и вуза стремится внести свой вклад в реализацию третьей социальной инициативы Президента страны: «Повышение доступности и качества высшего образования и улучшение условий проживания студенческой молодежи».
Сам факт выдачи лицензии Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН РК после детальной проверки наших возможностей говорит сам за себя. Количество аудиторий, посадочных мест, высококвалифицированный преподавательский состав соответствуют всем предъявляемым и очень жестким требованиям. Тем более, что первые два года идет блок общеобразовательных дисциплин. Многие остепененные преподаватели университета обучались за рубежом, готовы преподавать на трех языках.
Далее планируем в рамках программ академической мобильности приглашать профессуру из академий. Карагандинский медицинский государственный университет вообще готов взять над нами патронаж, то есть прежнее хорошее, нужное шефство. Из Караганды я вернулась буквально на днях, председательствовала в государственной экзаменационной комиссии. Уже есть конкретные договоренности. Кто-то будет вычитывать свой курс за несколько месяцев, блоками, а кто-то и переедет в наш город. Особые надежды (и весьма реальные) — на выпускников магистратур. Нам есть что предложить: есть три квартиры, комфортабельные комнаты в Доме ученых для лекторов, приезжающих на время.
Закуплена электронная лаборатория. Она дает возможность, сидя за компьютером, изучить основные симптомы и синдромы множества заболеваний. Можно беседовать с виртуальным больным, задавать вопросы, получать ответы, сделать резюме. По количеству баллов можно судить о степени его верности. Будем покупать виртуальную клинику.
Есть необходимое количество новейших тренажеров западноевропейского производства. Уже установлены две компьютерные программы по патологической анатомии (любой орган можно изучить в любой проекции и в любом разрезе) и физиологии. Сегодня анатомические лаборатории с законсервированными органами не очень приветствуются. Но мы их все-таки приготовили, чтобы студенты, как говорится «понюхали пороху», поняли, куда они идут. Что их ожидает. В здании бывшей поликлиники областного кожно-венерологического диспансера в течение летних месяцев оборудуем доклинические лаборатории.
— Электронные лаборатории, тренажеры новейшие — все это, конечно, хорошо. Но разве они могут заменить непосредственный контакт с больным?
— Конечно, нет. Наши студенты будут проходить все положенные практики (санитарскую, сестринскую, врачебную) на солидных клинических базах — крупных медицинских учреждениях областного центра. Меморандумы с ними заключены, договоры подписаны. Наша клиническая база, кстати, будет куда менее загруженной, чем в Астане. Отсюда — больше внимания каждому студенту и больше возможностей получить необходимые навыки.
Тренажеры и электронные лаборатории — это предварительный этап. Важный и нужный. Они дают колоссальные возможности для самоподготовки.
Я хочу акцентировать: мы будем работать по тем же учебным программам, что и ведущие медицинские академии. Подходы к медицинскому образованию сегодня изменяются. Причем, очень быстро и значительно. Я могу говорить об этом, так как сама являюсь членом нескольких рабочих групп по его реформированию. Мы тоже озабочены тем, чтобы «с водой не выплеснуть ребенка». В данном случае, чтобы, используя колоссальные возможности новейших технологий, не забыть о конкретном больном (двух одинаковых, как известно, не бывает), о его страхах, иногда — предрассудках. Уметь убедить, создать доверительные отношения. Обучению коммуникативным навыкам, биоэтике, основам доказательной медицины отведено достаточное количество часов.
Но при этом надо признать, что показания современных приборов все-таки точнее самого искусного пальпирования. Знаете, я не могу забыть своего первого больного. Как мы ни бились вместе с опытными коллегами, молодого парня спасти не смогли. При нынешних возможностях, все было бы по-другому. Так что тренажеры, обучающие компьютерные программы, новейшие приборы, невиданное раньше оборудование — необходимая база медицинского образования. Но многое, если не главное, зависит от самого студента. Как, собственно, всегда и везде.
Оптимальный вариант любого реформирования — самое лучшее, ценное, доказавшее свою эффективность из прежней системы органично встроить в новую. Что мы и будем пытаться делать. К примеру, преподавание дисциплин общеобразовательного блока вести по кредитным технологиям, специальные, клинические — подумаем. Возможен прежний вариант (лекции-семинары, практические занятия), возможен — смешанный. С будущего года планируется предоставить всем вузам большую академическую свободу, так что мы будем иметь возможность из нескольких вариантов выбирать тот, который наши уважаемые доктора с огромным опытом работы и профессура с таким же опытом преподавания сочтут наиболее приемлемым.
— Итак, когда же в наши поликлиники, стационары придут доктора, получившие образование на медицинском факультете КГУ им. Ш.Уалиханова?
— Не удивляйтесь, но уже через два года. Дипломы врачей получат выпускники интернатуры, набор в которую мы планируем провести уже в этом году. Будучи выпускницей Карагандинского медицинского института, интернатуру я тоже проходила в Кокшетауской областной больнице (как и большинство известных и уважаемых акмолинских докторов). До сей поры благодарна своим наставникам — опытным врачам. Таковых в наших больницах и сегодня не меньше. Есть, что показать и чему научить. Теоретический курс, наряду с ними, будут читать приезжающие в рамках программ академической мобильности профессора. Уверена, что желающие учиться в нашей интернатуре будут. Уже приходят выпускники Высшего медицинского колледжа г. Кокшетау, продолжившие обучение в медицинских вузах. Понятно, что это люди достаточно взрослые, у многих семьи либо в нашем городе, либо неподалеку. Да, и стоимость обучения для тех, кто учится на коммерческой основе, у нас будет ниже.
А первые выпускники медицинского факультета через пять лет получат диплом бакалавра медицины. Он дает право пойти в магистратуру медицинских академий, чтобы заняться научной деятельностью. Могут работать представителями фармпредприятий, преподавателями медицинских колледжей. Имеют право получить сертификат медицинской сестры. Но, уверена, что большая часть придут к нам, чтобы стать врачами. А это — еще два года интернатуры по одному из направлений: терапия, хирургия, акушерство и гинекология, врачи общей практики, педиатрия.
Еще раз подчеркну, такова структура обучения в любом другом медицинском вузе. Программы, требования едины для всех. Все работают по единым стандартам.
Сколько к нам придет студентов в этом году — сказать трудно. 50 грантов акима области — это хорошая поддержка для акмолинских выпускников, желающих стать врачами. Думаю, что акимы районов, думающие о перспективах ЦРБ, подключатся. Причем, они могут помочь и выпускникам бакалавриата, оплатив их обучение в интернатуре. Студенты, обучающиеся по государственным грантам, могут перевестись к нам и продолжить обучение на грантовой основе. Этим же правом обладают интерны. Стоимость платного обучения назвать не могу. Но она будет несколько ниже, чем в крупных профильных вузах. Да и сама возможность получить высшее образование вблизи от дома — дорогого стоит.
Так что, удачи на ЕНТ! Приходите, поступайте. Мы к приему готовы!
Беседовала Нина МИТЧИНОВА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.