Возвращаясь к напечатанному
Молочная продукция ТОО «Капитал Натур Продукт» на столичных прилавках не залеживается, пользуется спросом. Об учредителе компании, гражданине Германии, родившемся и выросшем в Степногорске, Вальдемаре Хильдте мы писали чуть менее года назад, (см. АП от 29.02.2017. Регулярным рейсом из Германии в Казахстан. На работу). Сегодня он вновь — наш собеседник.
— Вальдемар, что изменилось за прошедший год в жизни Вашей семьи?
— У нас все хорошо. Сыновья стали взрослее, у старшего — 14-летнего Ника — успехи в учебе и спорте, младший Луис (ему десять лет) проявляет интерес к моим делам. У него формируется инженерный склад ума, любит собрать, разобрать, конструировать. Так что в этот раз взял его с собой. Полный восторг от зимней Астаны: «Папа, купи мне санки, клюшку». Обязательно сходим на каток, что на территории «ЭКСПО». От производства тоже в восторге.
Я полностью прекратил работу в Германии, большую часть времени провожу здесь. Жена относится с пониманием, но иногда все-таки спрашивает: «Ну, и когда же ты выполнишь обещанное?». Поначалу мне самому казалось, что вот все организую, производство запущу и буду в Германии пожинать плоды. Получается наоборот, чем дальше, тем больше тебя работа захватывает, потребность в моем непосредственном участии растет. Перспективы, возможности — огромные. Надо работать.
— Ну, а кредиты, взятые в немецких банках, благодаря которым Вы начали предпринимательскую деятельность в Казахстане, погасили?
— Пока нет, в срок выплачиваю положенные суммы, новых кредитов не беру. Да мне их и не дадут, потому что в Германии у меня нет источников дохода.
Так что сейчас полностью финансируюсь в Казахстане. Если делать все оперативно, то это выгодно. Есть множество государственных программ по поддержке предпринимательства. Через фонд «Даму» получаем возмещение процентной ставки. Буквально сегодня подписали договор на получение инвестиционных субсидий. Они для производителей, занимающихся глубокой переработкой сырья. Создали заготовительную компанию, которая пользуется субсидиями по возмещению НДС. Организовали СПК в Аршалынском районе, в нем уже более 40 ЛПХ. Там «заморочек», конечно, много. Система нужная, но ее надо совершенствовать.
— Какие изменения произошли в ТОО «Капитал Натур Продукт»?
— Все намеченное на этот год мы осуществили. Построили новый цех, закупили новое оборудование на 50 млн тенге. Разработали три новых продукта. Творожные десерты (не путайте со сладкими сырками) уже идут у покупателя «на ура». Запустим новый цех, к весне, когда появится больше молока, начнем производить питьевой йогурт трех разновидностей.
Проблем с реализацией у нас не было с самого начала производства. Так бывает, если ориентируешься на качество. Но теперь стало еще проще и стабильнее. Наше ТОО стало одним из учредителей сети фирменных магазинов «AQMOL», наладили партнерские отношения с кокшетауским гормолзаводом. Если у них форс-мажор, погодные условия не позволяют доставить продукцию, то мы заполняем прилавки их четырех магазинов в Астане. Покупатель тоже ценит стабильность.
В коллективе изменений не произошло. И я этому очень рад. Текучести нет. Более того, он становится по-настоящему семейным. Мама приводит сына, сестру. Сестра приводит мужа… Очередь формируется: «Когда место освободится (в Жибек Жолы люди хорошо друг друга знают, кто собирается на пенсию, кто будет переезжать) вы меня примете?». Так что новых лиц у нас мало и это очень хорошо.
На новогоднем корпоративе было почти 70 человек. Чуть больше 30 из них — сотрудники новой фирмы, дистрибьюторской. Кстати, одна из целей моей нынешней поездки сюда — встретить Новый год с коллективом. Хочу, чтобы это стало традицией: Рождество встречать с семьей, Новый год — тоже с семьей, но уже производственной.
— Вы создали фирму по доставке продукции? Разве производите столько, что для этого нужна специализированная организация?
— Продукции будет больше в разы. Было бы молоко. Но даже при нынешних объемах целесообразно отделить производство от доставки. В Европе — это норма. Наша продукция — это главное, но мы уже работаем и с другими фирмами — это павлодарский «Крендель» и акмолинская «Курочка Ряба». Специализируемся на доставке продуктов питания. Пока у нас семь машин. Дальше — посмотрим.
— За пять лет работы в Казахстане что было для Вас самым сложным?
— Люди, вернее их отношение к труду. В каждый свой приезд я провожу собрание и главное слово в моих речах «Ответственность». Нельзя работать по принципу: «Отработал положенные часы, получу, сколько дадут, все остальное меня не касается». Надо стремиться зарабатывать больше. Для этого надо лучше работать. Видишь кран течет — закрой, лампочка перегорела — замени… Разве это сложно?
Специалисты. Технологов молочной промышленности, операторов нет в принципе. Говорят, что где-то в Семипалатинске их готовят. Не встречал. Хорошо, что у меня работают две дамы пенсионного возраста, которые еще в советское время технологии осваивали. Они свой опыт передают. Но всех молодых специалистов приходится обучать на рабочем месте чуть ли не с нуля. Это сложно.
Когда набирал сотрудников в дистрибьюторскую фирму, пребывал в шоковом состоянии. Звонят по поводу вакансии бухгалтера, объясняю, каковы обязанности. Поверьте, это не завышенные требования. В ответ: «Нет, это сложно». Почему не попробовать? При этом, как я знаю, многие жалуются, что сложно найти работу.
— А слухи об «откатах» при получении субсидий, заключении договоров преувеличены?
— Могу говорить только о себе. Меня это не коснулось. Ни пять лет назад, ни теперь. Помогают, особенно отдел сельского хозяйства Аршалынского района, консультируют.
Хотя был один неприятный эпизод. Но я не знаю, как его квалифицировать. И исходило это не от госслужащих, а управляющих одного из столичных торговых домов. У нас был там свой бутик, потребовали денег на ремонт. Естественно, без чека. Я сказал: «Хорошо, деньги я дам, но, когда буду уходить, то «ремонт заберу» с собой». Их это не устроило. Остальные арендаторы согласились. На общем собрании я убеждал: «Зачем? Мы исправно оплачиваем аренду, рекламу. В рамках договора, в котором пункта о ремонте нет». Вынудили уйти. Наша страничка в интернете была «красной», писали покупатели, искали, сочувствовали.
Наш бизнес от этого не пострадал, но неприятный осадок остался. Между предпринимателями тоже должна быть корпоративная солидарность, твердость действий в рамках закона, подписанных договоров.
— В нашей стране сегодня очень актуальна проблема самозанятых. В Германии есть люди, получающие определенный доход и не уплачивающие налоги?
— Исключено. Возможно, есть люди, подрабатывающие после основной работы или в то время, когда они живут на социальное пособие. Но это единицы, и делать они это могут очень недолго.
Был период, когда моя мама после переезда в Германию получала пособие. Но регулярно в социальную службу она должна была предоставить не менее 10 мотивированных, официальных отказов, данных в фирмах, в которые она обращалась. И их никто так просто «не нарисует». В итоге — она устроилась на официальную работу.
— Главное преимущество ведения бизнеса в Казахстане?
— Главное, что его можно открыть, да тебе еще в этом помогут. В Европе настолько все «забито», все ниши давно заняты. Чтобы организовать свое дело, нужны или очень большие деньги, или какая-то совершенно гениальная идея.
Казахстан — страна, открытая бизнесу. Честному, с востребованной продукцией, современными технологиями.
Беседовала Нина МИТЧИНОВА.
Фото из архива В. Хильдте.