Необходимые качества для эффективного управления

Формирование современного государственного аппарата, наряду с созданием профессиональной государственной службы и эффективной структуры управления, является важнейшей институциональной реформой. Немаловажный фактор — позитивный имидж государственного служащего. Процесс этот предусматривает идеологические, политические и культурные аспекты, являясь сложным и длительным, он тесно взаимосвязан с имиджевой политикой исполнительной власти.

В Этическом кодексе государственных служащих РК (Правила служебной этики государственных служащих) отмечается: «Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к морально-этическому облику государственных служащих».

Во всем мире государственный сектор находится в центре жизни общества, а значит, особого внимания. Однако укрепление, совершенствование структуры управления, реформы в сфере государственной службы не будут успешны, пока одна из ключевых фигур — государственный служащий — будет оставаться в глазах общественности носителем таких отрицательных черт, как непрофессионализм, бюрократизм, коррумпированность.

В одном из своих интервью Глава государства на вопрос: «Какими качествами должны обладать государственные служащие, чтобы эффективно управлять страной?» ответил: «Прежде всего, высокая моральная ответственность, профессиональные знания, умение применять их на практике, честность, добросовестность, активная жизненная позиция. Все это вкупе можно, наверное, назвать чувством патриотизма. Истинный государственный служащий должен быть патриотом — таково мое мнение».

Изложено предельно просто и ясно. Но как же добиться того, чтобы на государственную службу приходили люди именно с такими качествами? Чтобы государственные служащие стремились быть такими? Чтобы население с доверием относилось к власти? В СМИ можно часто прочесть критику в адрес чиновников. Почему таков имидж чиновников? Может быть, потому, что у нас применяется практика «громкой критики» отдельных недостатков, и на фоне негативного материала позитивные результаты отступают на задний план, повседневный профессиональный труд, его результаты, достижения остаются без внимания.

Необходимо сформировать положительный имидж государственной службы, создать новый общественный стереотип — «добросовестный чиновник», сформировать единые и четкие этические принципы деятельности госслужащего.

Естественно, это невозможно без изменения самого государственного служащего, каждый человек, находящийся на государственной службе, должен осознать всю значимость своей работы и быть патриотом своей страны.

Приверженностью государственного служащего любого уровня профессиональным этическим требованиям является, прежде всего, уважительное отношение к людям, независимо от их социального положения.

Одно из противоречий, образующихся вследствие нахождения госслужащих между управленческой элитой и народом, заключается в постоянном преодолении желания сохранить некоторую степень самостоятельности относительно ведомства и общегосударственной линии. Способность сделать правильный моральный выбор является показателем целостности его духовной культуры, основанной на стремлении к общему благу, сознательном выборе направления деятельности, чувстве ответственности перед своей совестью и общественным мнением за последствия и результаты своей работы. Таким образом, духовная культура государственного служащего проявляется через отношение к людям, которым он служит. Абстрактно служить государству никто не может, поскольку оно выражает интересы своих граждан и за его политическими партиями и государственными учреждениями стоят реальные люди с их нуждами, интересами и потребностями. Значит, и на этом уровне государственный служащий за все, что он делает, ответственен перед людьми!

Нариман АБДРАХМАНОВ, уполномоченный по этике аппарата Акима Акмолинской области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также