СемьЯ: Любовь и забота творят чудеса!, Если б не было тебя, Развод глазами ребенка, Где пролегает невозвратная черта?

Непридуманная история
Любовь и забота творят чудеса!

Прожив девять лет в счастливом браке с любимой Акмарал, Берик из села Игилик Зерендинского района долгое время не мог познать радости отцовства, родительского счастья. Стараясь сохранить семью, супруги приняли решение усыновить ребенка.
Берик Исмагулов рассказал журналисту «Акмолинки» о том, как шел к заветной цели.

— Как-то в один из зимних вечеров, общаясь с друзьями в «Одноклассниках», я узнал о существовании центра поддержки усыновления «Ана үйі», где набирают на обучение будущих приемных родителей. Увидев в глазах супруги нескрываемый интерес и, конечно же, надежду на полноценную счастливую семейную жизнь, позвонил туда. На другом конце провода ответили. После беседы понял, что необходимо ехать.

В долгожданный январский день нас встретили Куралай Джумабекова, региональный представитель центра поддержки усыновления по Акмолинской области и психолог центра Сергей Комаров. Они подробно рассказали о своей деятельности, ответили на все волнующие вопросы.

С того времени вместе с женой два раза в неделю приезжали в школу приемных родителей. В процессе обучения узнали, какие документы необходимо собрать для усыновления, изучили законодательные акты, какие есть формы семейного устройства, прошли различные психологические тренинги.

Получив 14 марта этого года сертификат об окончании курсов и заключение из органов опеки, мы стали кандидатами на усыновление.

Оставалось только научиться работать с РБД — республиканской базой данных, где размещается информация о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей. Каждый день с Куралай Габдулгамаровной мы «бороздили» просторы этого портала.

В один из апрельских дней нам по электронной базе посчастливилось найти того, кого искали. Это был семилетний Николай Скендиров из Актюбинского детского дома. Куралай Джумабекова сразу же позвонила в Актюбинский центр поддержки усыновления (ЦПУ). Узнав, что у ребенка нет родных, я понял — это наш пацан!

…В Актобе Николай нас уже ждал, и первое, что он сказал при встрече: «Я знал, что Бог меня услышит, я каждую ночь просил его, чтоб за мной папа приехал…».

Забрать сразу не получилось. Оказалось, что Коля при пожаре получил серьезные ожоги, а его младший брат там погиб. Николая ждала операция. Мы сильно переживали за ее исход, но все закончилось успешно.

То волнение, которое мы испытали при звонке из Актюбинского детского дома о том, что Николая можно уже забрать, не передать никакими словами.

Сегодня мой мальчик — маленький хозяин моего сердца. Очень общительный, коммуникабельный, подвижный он смог найти со всеми окружающими общий язык. Коля любит природу, хочет сразу быть везде и делать все. В этом году пошел в первый класс, учится на казахском языке. Меня называет «әке», а жену — «анашым». В школе записался в шахматный кружок. Дома не нарадуемся его успехам. Озорной, он не дает нам скучать. Не зря же говорят, что любовь и забота творят чудеса! Главное в нашем деле — это терпение, поскольку адаптация проходит не только у ребенка, но и у родителей. С его появлением в семье все меняется. Теперь мы — счастливые родители нашего маленького героя, который не только спас нас от унылой бездетной жизни, но и вселил надежду на прекрасное будущее в семейной жизни. Я и Акмарал обязательно воспитаем из него хорошего человека, достойного гражданина страны, — с нескрываемой радостью делится Берик Исмагулов.

Бахыт МУХАМЕДРАХИМОВА-ТАСОВА.
Зерендинский район.
Фото из семейного архива Исмагуловых.

Случаи из жизни

Если б не было тебя

Более пятнадцати лет в системе таможенной службы области работают главный специалист управления посттаможенного контроля Сакен Журумбаев и главный специалист управления таможенного контроля Нургуль Ибраева.

Их семейному союзу — почти столько же. Сакен обратил внимание на грациозную симпатичную девушку, как только она пришла на работу в таможенные органы. А когда увидел ее на сцене! Нургуль танцевала в ансамбле «Кокшетау» и стала победителем республиканского смотра художественной самодеятельности среди сотрудников таможенных органов.

Сейчас в их семье двое детей, сыну Таирхану 11 лет, дочери Нурганым — 8.

Все свободное время они проводят вместе и не в стенах квартиры, а в бассейне, на катке, на беговой дорожке. Папа — конечно, впереди, он — кандидат в мастера спорта, член сборной команды по волейболу департамента государственных доходов, неоднократный победитель областных и республиканских соревнований.

— Семья — это прежде всего ответственность. Это малый мир, правила в котором устанавливаем мы сами. Можно иметь много знакомых и друзей, но только семья дает ощущение защищенности и потребности друг в друге, делает нас счастливыми и уверенными в будущем. Только в семье человек может быть по-настоящему счастлив, обрести душевное спокойствие, равновесие, тишину в сердце, — убеждена Нургуль Ибраева.

История знакомства и любви Булата и Айнагуль Абетовых берет свое начало в далеком 1997 году, когда они случайно встретились в кругу общих знакомых.

Отношения продолжились, и в 2000 году Булат и Айнагуль поженились. Примечательно, что еще до этого знакомства, их деды-фронтовики общались между собой, ходили друг к другу в гости. В старом семейном альбоме есть черно-белые фотографии тех времен, которые рассказывают о подвиге, совершенном во имя мира и жизни на земле.

В счастливом браке родился сын Темирлан, которому сейчас 16 лет. Он окончил 10-й класс школы- гимназии.

По образованию супруги — юристы. Булат Уланович является руководителем юридического управления, а Айнагуль Сапаргалиевна занимает должность главного специалиста управления таможенного контроля.

Свежие цветы — непременная часть семейного интерьера. Булат Уланович дарит их супруге часто, по любому поводу и без него.

— Жизнь несется, стремительно изменяется, но семья была и остается основой всех основ. Мужчине необходим надежный

тыл в семье и в лице любимой женщины, рядом с которой он хочет и может быть самим собой, -делится глава семейства.

-Я на примере нашей семьи убедилась в том, что действительно, пары, живущие вместе много лет, говорят на каком-то своем языке, понятном им одним, используя особый языковой код. Он помогает им безошибочно считывать эмоции друг друга, слышать не только слова, но и подтекст, предугадывать ответные реакции—с полуулыбки, с полувзгляда. Да и слов часто не нужно, достаточно взгляда, движения бровей, — согласна с ним супруга.

Молодая пара Арман и Асем Ареновы встретились три года назад и тоже на работе. Поводом для более близкого знакомства стали шахматы, которыми увлекались молодые люди.

Впервые Арман пригласил свою избранницу не в кафе или ресторан, а на спектакль. Потом — долгая прогулка по ночному городу. На свадьбе гуляло чуть ли не все управление.

В этом году в праздник Наурыз руководитель департамента государственных доходов Ерлан Хасенов во время традиционного обряда тұсау кесер разрезал путы их дочурке.

Дружная семья делает человека счастливее и сильнее. Чем больше будет таких семей — тем сильнее станет страна. Хочется пожелать удачи, выдержки и успехов. Храните тепло своего очага, и пусть все ваши надежды на лучшее будущее сбудутся!

Нурлан ИСКАКОВ.
Фото предоставлено автором.

Советы специалиста

Развод глазами ребенка

Развод родителей, несомненно, сказывается на детях. Как ребенок переживет расставание родителей, зависит от многих факторов.

Важно, насколько ребенок подготовлен к переменам в семье. Дети, родители которых нашли в себе силы проговорить семейные проблемы, принимают развод спокойнее, чем те, для кого это стало неожиданностью. Не стоит вдруг ставить ребенка перед фактом. Он прекрасно чувствует, что в семье происходят какие-то перемены. Вот только страшнее любых перемен — неопределенность, придуманная ребенком картина бедствий, порой куда ужаснее того, что происходит в реальности.

Важно и то, насколько ребенок был привязан к тому из членов семьи, кто ее покидает. Чаще всего это отец, и потому от степени близости с ним зависит и мера травматичности развода. Если с отцом была тесная связь, ребенок винит в разводе мать за то, что не сохранила семью.

Играет роль и состояние здоровья ребенка. Больные, ослабленные и тревожные дети переносят развод хуже: их нервная система слабее приспособлена к борьбе со стрессами.

Малыши до года-полутора справляются с ситуацией лучше остальных, поскольку в этот период важнее всего для ребенка присутствие матери. И от того, насколько справилась с ситуацией развода мама, зависит и состояние ребенка. Если мама погрузилась в депрессию, часто плачет, не обращает внимание на малыша, либо, напротив, становится тревожно-невротически к нему привязана, ребенок также переживает развод травматично. Если же маме удалось «простить и отпустить ситуацию», ребенок адаптируется лучше, чем в каком-либо другом возрасте.

Труднее всего переживают развод дети от 2-х до 6-ти лет. В этот период для ребенка нет ничего важнее стабильности в жизни. Дети — большие консерваторы, им очень важно знать, что мир предсказуем (а значит безопасен), что мама и папа никуда из безопасного мира не денутся, будут рядом. Потому резкое нарушение привычной жизни переживается трагично, тем более именно в этом возрасте дети склонны во всем винить себя: «Я плохой, и поэтому ушел папа».

Более старшие дети (7-8 лет) обычно сталкиваются не с чувством вины, а со злостью и обидой, обычно она направлена на родителя, который ушел из семьи. Дети этого возраста решают для себя проблему определения своего места в социуме, поэтому им стыдно и неприятно признавать факт распада своей семьи. И обида возникает именно из-за того, что их лишили возможности жить так, как другие.

Ребята 11-12-ти лет испытывают сходные чувства, но уже более сложные. К обиде на отца добавляется обида и на мать: либо за то, что она не сумела сохранить семью, либо за то, что слишком мало внимания может теперь уделять ребенку (мать вынуждена больше работать).

И лишь с подросткового возраста, после 13-14-ти лет дети начинают более адекватно оценивать и причины развода, и его следствия, личности отца и матери. Да и чувства родителей отчасти становятся понятными лишь тогда, когда и сам подросток «обжигается» на первой любви. Однако уж если подросток не принимает факт развода, то его протест будет самым активным и неприятным. Это могут быть хамское поведение, отказ посещать школу, резкое снижение успеваемости, саморазрушающее поведение (алкоголизм, наркомания, нанесение себе ран, рискованный спорт и покушение на суицид). Все это способы привлечь к себе внимание и тем самым отвлечь родителей от «разборок» друг с другом.

Можно ли помочь детям пережить развод родителей? Время не обладает функцией лечить. Время обладает функцией менять.

Малышам трудно не только проговорить все то, их тревожит, но даже все объяснить себе. Именно поэтому проблемы и их решения можно «обыграть» с любимыми игрушками. Перенос эмоций на куклу или зверушку снимает часть тяжести с самого ребенка, а направляемый взрослыми сюжет помогает найти верные способы реагирования в ситуации кризиса.

Традиционно помогают такие способы, как сказкотерапия и рисуночная терапия. Можно сочинить сказку с таким сюжетом и финалом, в которой главный герой, похожий на ребенка по возрасту и жизненным обстоятельствам, сумел пережить трудный период. Также можно нарисовать все свои страхи и тревоги, чтобы потом разорвать рисунки на мелкие кусочки. У детей — мистическое сознание, поэтому такие ритуалы хорошо помогают. Неплохо и просто рисовать настроение — это снимает текущую «напряженку».

Заведите в семье новые привычки, отправьтесь в путешествие, найдите общее на двоих с ребенком хобби — это сблизит вас с ребенком. Детям школьного возраста хорошо помогает отвлечься от проблем новое занятие. Быть занятым — лучшее лекарство от плохих мыслей.

Не бойтесь разговаривать с ребенком искренне, но при этом стараясь контролировать свои негативные эмоции. Это снимает у него чувство тревоги от ненужности и неизвестности, а вам дает возможность трезво оценить ситуацию.

Если же это не получается, если вы не справляетесь с такой ролью, уместна будет помощь психолога — детского или семейного, который даст рекомендации к дальнейшим действиям.

Асель ЕРГАЛИЕВА,
психолог специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Акмолинской области.
Фото из сети Интернет.

Давайте обсудим

Где пролегает невозвратная черта?

«29 августа в социальных сетях появилось видео, на котором видно, что в районе ресторанного комплекса «Аристократ» (мкр. «Коктем» г. Кокшетау), на пустыре за гаражами обнаружены девочка и мальчик. Они спали на матрасе, расстеленном прямо на земле, укрывшись грудой тряпок».

Такую тревожную информацию мы опубликовали на страницах нашей газеты в материале «Променяла детей на…» (см. «АП» №100). Трое старших детей были незамедлительно помещены в центр адаптации для несовершеннолетних, младшая, годовалая малышка — детскую областную больницу.

Продолжением печальной истории стало лишение родительских прав матери этих четверых детей — Валерии X. Основанием для такого решения, принятого в специализированном межрайонном суде по делам несовершеннолетних Акмолинской области, стало, конечно, не только то, что дети ночевали за гаражами.

Валериях, вела образ жизни, который в полицейских сводках, где речь о ней шла не единожды, характеризуется как аморальный: не работает, злоупотребляет спиртными напитками, учебой детей не интересовалась, необходимых жилищно-бытовых условий для них создать не пыталась. Квартира, в которой живет семья, состоит на учете как «притон».

На профилактическом учете в УВД г. Кокшетау по категории «Родитель, не исполняющий своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних детей или отрицательно влияющий на их поведение» она состоит уже несколько лет. Еще в марте 2015 года за невыполнение обязанностей по воспитанию детей она была оштрафована на сумму 13 874 тенге. Привлекалась к уголовной ответственности за кражу, к административной — за распитие алкогольных напитков в общественных местах…

Исходя из интересов детей, старшей из которых уже тринадцать лет, мы намеренно опускаем другие прозвучавшие на заседании суда подробности их бедственного положения. И без того очевидно, что оснований для принятого судом решения: «Иск государственного учреждения «Отдел образования города Кокшетау» к X. Валерии о лишении родительских прав и взыскании алиментов, удовлетворить».

При этом напрашивается вопрос: если бы не попавшее на информационные порталы и телевизионные новости видео о спящих за гаражами детях, то как долго они проживали бы еще в квартире, ставшей притоном, с мамой, которая о своем родительском предназначении забыла задолго до лишения ее родительских прав.

Сколько подобных семей? Где пролегает черта, за которой ребенка от подобных родителей надо забирать без промедления? Сколько из них используют шанс в родительских правах восстановиться?

Приглашаем присоединиться к разговору об этом на страницах нашей газеты.

Нина МИТЧИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также