Вопрос не местного значения

Окончание. Начало в № 98.

Деньги в бюджет собрать и истратить. Самим

Самостоятельный бюджет и коммунальная собственность в городах районного значения, селах, поселках, сельских округах с численностью населения более двух тысяч человек будет внедрен в 2018 году (в нашей области таковых — 68), а с 2020-го — во всех административно-территориальных единицах.

Законом определены 19 направлений, которые будут финансироваться из местного бюджета: работа аппарата акима, дошкольное воспитание и обучение, бесплатный подвоз учащихся до ближайшей школы и обратно, доставка в экстренных случаях тяжелобольных до ближайшей больницы,  оказание соцпомощи  нуждающимся на дому, обеспечение санитарных условий, содержание мест захоронений и погребение безродных, освещение улиц, благоустройство и озеленение, поддержка культурно-досуговой работы на местном уровне, строительство, ремонт и содержание автодорог, организация водоснабжения, обеспечение занятости населения на местном уровне, проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, трансферты в районный бюджет.

Судя по всему, стоит ожидать улучшения работы, в первую очередь, по этим направлениям, потому что на месте виднее, на какое направление полезнее будет пустить бюджетные средства.

Если рассматривать на примере аула, то подготовка проекта бюджета возложена на аппарат акима села, который, в свою очередь, обязан согласовать его с собранием местного сообщества, делегированным сельским сходом. После этого бюджет утверждается маслихатом района. Исполнение бюджета возлагается на аппарат сельского акима. Как видим, механизмы, позволяющие планировать расходы бюджета с учетом интересов местного сообщества, предусмотрены.

Собственный бюджет позволит акиму поселка перестать обращаться «за каждой скрепкой» в районный акимат. Понятно, что денег на строительство новой линии электропередачи у него не хватит, но оперативно восстановить накренившийся столб сможет. Из администратора бюджетных программ он превращается в лицо, полностью ответственное за исполнение бюджета. У акима появятся конкретные обязательства, поскольку он будет заключать соглашения по целевым трансфертам с главой и маслихатом района: казна поселка, несмотря на собственные источники дохода в виде налоговых и неналоговых поступлений, остается, за очень небольшим исключением, дотационной.

Насколько возрастает ответственность долго рассуждать не приходится. Это очевидно. Если раньше сельский аким мог кивать в сторону районного и говорить, что во всех бедах виновато его начальство, то теперь он этого делать не сможет.

Без местного сообщества реформы не пройдут

Не только жители смогут спрашивать с акима, но и аким с местного сообщества, потому что с избранными на сходах собранием сельского округа согласовывается и сам бюджет, и его исполнение. Вместе придется стараться расширить источники его пополнения. Не только и не столько за счет штрафов, но улучшать собираемость налогов, используя возможности государственных программ, увеличивать количество субъектов МСБ…

Подготовительная работа к грядущему формированию бюджета четвертого уровня проведена немалая, продолжается она и сегодня.

— В каждом из 68 сельских округов провели инвентаризацию по всем видам налогов, зарегистрированного имущества физических и юридических лиц. Объясняли людям, чем опасно отсутствие правильно оформленных документов на недвижимость. Проблемы возникнут при купле-продаже, наследовании. И в случае чрезвычайных ситуаций, от которых никто не застрахован, получить компенсацию будет очень проблематично, — говорит заместитель руководителя областного управления экономики и бюджетного планирования Наталья Зозуля. — Люди должны не только привести в порядок свои документы. Но и спросить у соседа, который потихоньку торгует конфетами-печеньем, получил ли он патент. Ведь чем больше налогов — тем больше бюджет, а значит, и возможностей для каждого жителя села.

Конечно, главным условием при этом является не только профессионализм сотрудников акимата (только количество госзакупок с очень непростой системой оформления заявок возрастет значительно), но и контроль за расходованием бюджетных средств со стороны местного сообщества. Требования, конечно, должны быть разумными, без «перетягивания одеяла» и только в рамках бюджетных средств. Сколько собрали — столько истратили.

Научиться не только принимать решения, но и нести ответственность за их реализацию… На ближайшие годы это становится главным направлением развития местного самоуправления. А там, возможно, и до прямых выборов сельских акимов недалеко.

Процесс развития местного самоуправления, являющегося базовой основой демократии, динамичный, многоэтапный, самым тесным образом связан со становлением и развитием гражданского общества. Суть его — в активном, деятельном участии людей в решении вопросов местного значения. А дальше — больше. Приходит понимание того, что благополучие каждого населенного пункта неразрывно связано с положением в регионе, стране. Здесь связь прямая и обратная. Говорим же мы с полным на то правом: «Здоровая семья -сильное государство». Наверное, можно продолжить: «Крепко стоящий на ногах населенный пункт, в котором людям хочется жить и работать, — сильное государство».

Нина МИТЧИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также