Восхождение… к бессмертию

112-6-2Новое прочтение подвига
Справка «АП»
Алия Нурмухамбетовна Молдагулова — советский снайпер, в годы Великой Отечественной войны служила в 54-й отдельной стрелковой бригаде 22-й армии 2-го Прибалтийского фронта, ефрейтор. Герой Советского Союза (1944, посмертно). На ее счету — 78 (по другим данным — 91) уничтоженных солдат и офицеров противника.
Алия Молдагулова… Неистовая, отчаянная, красивая… Сквозь время, сквозь желтую газетную бумагу, сквозь грубую солдатскую одежду, вопреки несовершенной технике яростно пробивается на фото прекрасный женский образ, обаяние, некая непонятная восторженность, несовместимая с той страшной действительностью, в которой она находится. Поражает пилотка, так со вкусом уложенная сверх буйных, пробивающихся из-под нее локонов волос, ставшая вмиг модной шляпкой, очень точно подобранной деталью для создания образа взбалмошной девушки. Может Карден, или кто-то там еще, позавидовал бы такой детали в костюме. В ней есть что-то от восторженной Наташи Ростовой, есть кокетство и игривость шекспировской строптивой, есть зарождающееся радостное осознание своей власти над мужчинами, есть легкий налет восточной кротости Баян-сулу и все-таки есть слабость, еще раз слабость и растерянность перед неизвестностью. И все это посреди того ада, который заполнен смертью, убийствами, болезнями, страданиями, потерями близких друзей, запредельным напряжением всех сил, истощением физическим, моральным, вызванным постоянным ожиданием конца. И великой радостью от осознания неистового преодоления своих слабостей, неизбывным чувством выполненного долга, непонятно откуда берущейся силы и достоинства. Выжить в такой ситуации невозможно без очерствения, притупления первозданных человеческих чувств. Но вопреки всему мы видим буйное, страстное и необъяснимое проявление Жизни.

Она не была создана для войны. Посмотрите на внешность, она была создана для счастья: дочь богатых родителей, «голубая кровь», красавица, романтичная восторженная душа. Но судьба с малых лет испытывала и отнимала у нее постепенно все то, что было дано Аллахом. Жизнь как бы в буквальном смысле измывалась над ней.

Совсем маленькой девочкой она испытала все тяготы, которые выпали на долю семьи «врага» народа: отца почти не было дома, он был в бегах, мать перебивалась, как могла.

Неожиданная смерть матери: сторож застрелил ее, когда она собирала остатки урожая с картофельного поля для малолетних дочери и сына. Вскоре умирает маленький брат, Алия фактически остается одна, скитается среди родственников. Но она пережила и эти тяготы, выстояла, естественно, не без последствий. От избалованной девочки, которой она почти не успела побыть, не осталось и следа, в семье дяди, который забирает ее, появляется своенравная, самостоятельная, независимая, где-то даже неуживчивая племянница — в 12 лет эти качества формируются не от размеренной жизни.

Потом еще один поворот судьбы. Алия переезжает в Ленинград, куда направляют на учебу дядю. В этот огромный чужой город едут жена дяди, трое его дочерей, две бабушки и Алия. Честно говоря, непонятный для меня поступок. Через некоторое время, главным образом беспокоясь о будущем Алии, определяет ее в престижную школу-интернат. Там жизнь приобретает новый смысл, навеянный социальными, политическими веяниями времени. И, как оказалось, этот единственный в детстве позитив потом скажется на ее судьбе.

Снайпер, это только в песнях звучит красиво и в тех публикациях о героизме девушки-батыра (неестественное сочетание). Не было бесстрашного героя, отсчитывающего застреленных фашистов. В письмах вырисовывается образ ранимой романтичной девочки, которая в свободную минутку собирает цветы в лесу, которая начиталась о Жанне д’Арк, но не хотела умирать. Более того, как все девочки жутко боялась этого (часто пишет, что ее убьют), но укротившая все свои страхи и тревожные ожидания настоящими высокими патриотическими чувствами, силой воли и долгом. В этой молоденькой, хрупкой девочке было сформировано огромное чувство долга. Да, многое непонятно рациональному человеку в ее поступках, в делах. И это в общем-то и объяснимо, потому что дело в том, что мы не герои, как она, наш образ мыслей устроен по-другому, и то, что мы пишем, это всего лишь наше представление о ней.

И в конце концов, физическое уничтожение.., кажется, это была последняя насмешка судьбы, увидеть в лицо тот ужас, который причиняет непосредственное столкновение с противником (немецкий офицер и Алия в упор расстреляли друг друга), испытать ужас смертельного ранения.

То, что сделала война с Алией Молдагуловой, это одно из самых трагических явлений в ее жизни, это один из моментов ее апофеоза.

Все невзгоды превратили ее в натянутую струну, которую оборвала смертельная пуля, и от этой порвавшейся струны такой пронзительный душераздирающий звон, который до сих пор звучит, как реквием о ней…

…А если бы не было войны.., этой проклятой войны? Не было бы Героя, не было бы памятников, не было бы песен и рассказов о ней. Но, скорее всего, в ее жизни нашлось бы место подвигу. Просто могла быть красивой женщиной, идейной, умной и по-человечески счастливой…

Турсынбек МАЛИКОВ,
доктор педагогических наук,
профессор кафедры физики и математики  Кокшетауского государственного университета им. Ш.Уалиханова.
Член Союза журналистов РК.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также