Этноаул — сплетение минувшего и настоящего

Астана, большая площадь у монумента «Қазақ Елі», на которой расположились 50 юрт, каждая отличается и внешне, и внутренним убранством. Возле многих установлены алтыбаканы — качели, вызывающие особый восторг у детей и молодежи. Этот большой этноаул, в создании которого принимали участие все регионы страны, посетил Глава государства Нурсултан Назарбаев, который побеседовал с жителя ми, гостями столицы, поздравив всех с большим праздником — 550-летием Казахского ханства, пожелав мира, здоровья и благополучия.

Официальная церемония открытия началась с красочного парада-шествия с участием представителей всех областей, индивидуальностью отличалась презентация каждой делегации, которые старались подчеркнуть свою самобытность, особенный колорит национальных костюмов, изделий мастеров-ремесленников, прикладников. Гости большого этноаула смотрели и слушали концертные часовые программы, и опять же каждый регион демонстрировал свои лучшие хореографические, музыкальные, театрализованные композиции. Заслышав выступления акынов-импровизаторов, они могли безошибочно определить местоположение своих земляков-делегатов. А делегации между тем, как это было издавна принято в Великой степи, ходили друг к другу в гости, обменивались сувенирами, посвящали арнау. На нескольких спортивных площадках блеснуть талантами в национальных видах спорта могли не только профессиональные спортсмены, но и любой желающий. Этноаул три дня дышал своей самостоятельной жизнью, окруженный с разных сторон современной, величественной архитектурой: монументом «Қазақ Елі», комплексом мечети, зданиями Дворца Независимости, где, кстати, проходило торжественное собрание по случаю празднования юбилея, музыкальной академии. На первый взгляд, казалось бы, несочетаемая композиция старины глубокой и ультрасовременности, но, странное дело, она вызывала гармоничное чувство сопричастности ко всему происходящему в ауле и вне его. А еще гордости за свою уникальную, сильную и дружную страну и ее граждан.

108-3-1

С особым пристрастием мы, конечно, разглядывали мини-этноаул, организованный Акмолинской областью. Зеленый настил, на котором были установлены три юрты и две попу юрты, помогает воображению дорисовать запах свежей травы и костра, веселый говор молодежи у качелей, на фоне которого четко слышен вскрик беркута, выпущенного хозяином. В полуюрте по правую юрту выставлены традиционные казахские мужские ремесленные работы: тончайшая резьба по дереву и кости, художественная обработка металла, кожи… Знатоки утверждают, что таких искусных мастеров тончайшей резьбы по кости как Карим Бектас из Шортандинского района, сегодня единицы. Лопаточная баранья кость разных размеров, в зависимости от масштабности того, что хочет изобразить художник, считается у мастеров и не только священным материалом, рассказывают, что в старину на них даже гадали, рассматривая ее на солнце. Карим Бектас щедро использует в своих художественных задумках наскальные петроглифы, частые элементы — домбра, шанырак. А вот работа, выполненная из кости и дерева — сувенирная домбра — как бы в чехле из мифических коней по обе стороны, вместо струн в центре инструмента — солнце. На память приходят элементы нашего Государственного Герба. Есть что-то неуловимое. Работа «Три бия» выполнена на большой лопаточной кости — узнаваемы черты лиц, элементы одежды. Выясняю, что наш умелец в начале девяностых приехал в Казахстан из Монголии, а когда жил там, имел возможность учиться в Ленинградской художественной школе. Рука профессионала, безусловно, чувствуется и в его картинах, написанных и маслом, и карандашом, на них-жайлау, Бурабай, охота на волка, лошади. Рядом работы Адильхана Казбекова, он изготавливает деревянную национальную посуду, предметы быта, декоративные изделия, панно. Кокшетауские мастера Рустем Шарипов и Рустам Яковлев работают с металлом, кожей, деревом.

108-3-2

В женской половине второй полуюрты на что ни взглянешь — тоже шедевры народного мастерства: самодельный натуральный войлок, красочная вышивка, ткачество с современными дизайнерскими новациями. Например, Злиха Ныгметова приехала в Кокшетау из бывшего Ленинградского района. Она с удовольствием рассказывает и показывает, сколько физического труда, усидчивости, творчества мысли нужно вложить, чтобы научиться изготавливать сырмаки. Каждый из них- настоящее произведение искусства, отличающееся своеобразием орнамента, тонкостью рисунка. Одной из своих работ, размером три на два метра, умелица посвятила четыре зимы. Кажется, ее рукам подвластен любой материал, который использует в качестве дополнения: плюш, тесьма, парча, велюр. Она — признанный мастер лоскутного узора. Ее сырмаки, выполненные способом инкрустации, когда один узор как бы вплетается в другой, или методом аппликации, известны не только в Акмолинской области.

Любимой техникой казахских мастериц широко пользуется и другая участница торжеств Кенжебай Смагул, ее работы можно увидеть в музеях Кокшетау, Петропавловска. Еще за сутки до начала выставки-продажи портрет хана Абулхаира, выполненный в стиле ковроткачества, уже «забронировали» участники торжеств из ЮКО. Помимо тканных ковровых изделий, она славится тканными лентами для юрт, декоративными панно, циновками из степного тростника. Лучше всего подходит тот, что растет на песчаной почве. Очень красивы гобелены, выполненные из шерстяных ниток. Две мастерицы давали в Астане мастер-класс, и нужно отметить, что у них есть последователи, которым, конечно, еще до таких высот далеко. Но есть желание и, безусловно, талант. Дело Кенжебай Смагул продолжает ее дочь Бакытгуль. Выпускница Кокшетауского худграфа, Рамида Хаджимуратова уже заслужила репутацию мастера игольного ковроделия. Если полуюрты находились по обе стороны от входа, то в центральной юрте было представлено внутреннее убранство традиционного жилища казахов, многие элементы — музейные экземпляры. В экспозиции второй юрты — работы членов Союза художников РК, творчество преподавателей и дипломные работы студентов КГУ им. Ш. Уалиханова, Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова, академии «Кокше», детской художественной школы Кокшетау. Здесь же изделия из натурального дерева ТОО «БЛЭК», каждое из которых — авторская разработка. Общую картину Акмолинского этноаула дополняют четыре «Книги истории», размещенные по всей площадке. Здесь Абылай-хан и Кенесары, Ильяс Есенберлин и Биржан сал, Богенбай батыр и Малик Габдуллин, Акан серэ и Талгат Бегельдинов, Балуан Шолак и Сагадат Нурмагамбетов… Наша земля щедра на таланты в самых разных сферах жизни. Кстати, каждую тематическую зону разделяли и дополняли декоративные слитки рунических знаков и больших альчиков.

Нельзя не сказать об артистическом исполнении дефиле юных моделей и студентов из Бурабайского, Атбасарского районов, Степногорска и Кокшетау, представлявших историю казахского национального костюма. Аплодисментами сопровождались номера солистов, музыкантов оркестра казахских народных инструментов им. К. Кумисбекова, областной филармонии, народных танцевальных коллективов «Жастар», «Гәкку», «Көкшетау», «16 қыз» и других артистов областного казахского музыкально-драматического театра им. Ш. Хусаинова. Не подвели и наши ребята-спортсмены: Владимир Прохоров, Марат Джамбеталин, Самат Аукенов, Алимжан Молдагали… В эти дни каждый посетитель этноаула душой и телом проникался атмосферой былого, настоящего и, конечно, будущего, которое невозможно без знания истории своих предков.

Виктория САШИНА.

Астана — Кокшетау.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также