Есть предложения
Анатолий КРИВИЦКИЙ, директор ТОО «Камила» г.Акколь.
В своем Послании народу Казахстана Глава государства Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что развитый предпринимательский сектор — это основа экономики любой страны. И задача государства — создать благоприятные условия для развития бизнеса и в то же время обеспечить соблюдение закона и интересов общества. Примечательно, что в этом плане у нас многое делается.
Хочется отметить, что в рамках проводимой работы уже в этом году оптимизирована разрешительная система, в особенности лицензирования и сертификации, определен перечень регулируемых видов деятельности, сокращены административные барьеры. Это доказывает распространение электронных услуг, где сокращается контакт предпринимателя и чиновника, ведущих к снижению коррупции, упрощению административных процедур и экономии времени.
Наше предприятие ТОО «Камила» работает с 1998 года в сфере оказания коммунальных услуг и строительства. И мы на своем примере испытываем поддержку государства, а проводимые реформы создают благоприятный бизнес-климат в развитии малого и среднего бизнеса. Создание такой мощной структуры, как Национальная палата предпринимателей, позволило создать четкую двухстороннюю связь «государство — предприниматель», способствовало многим предпринимателям быстрее и качественнее внедрять предложения государственных структур. Очень удобная программа для развития бизнеса и «Дорожная карта бизнеса-2030», инструментами которой мы пользуемся с самого начала ее реализации.
С января 2015 года кредитная ставка составляет 14%, из которых 10% субсидируется государством, а 4% мы платим сами. Эта программа позволяет нам развивать бизнес, оставаться конкурентоспособными.
Пользуясь случаем, хотелось бы сказать свое мнение по поводу определения победителей по госзакупкам. Сейчас многие фирмы набирают одинаковое количество баллов и победитель определяется по времени подачи ценового предложения. То есть у кого программист лучше, тот и выигрывает, а фирмы с опытом работы и лучшей производственной базой проигрывают. Считаю, здесь должен быть индивидуальный подход к каждой фирме, следует определять победителем того, кто имеет в собственности больше необходимой техники, оборудования, специалистов, учитывать опыт ее деятельности на рынке.
Несколько слов о кадрах, их дефиците. Главной причиной нехватки рабочих специальностей является проблема с жильем. Малый и средний бизнес в настоящее время не может платить такие зарплаты, чтобы рабочие могли улучшить свои бытовые условия. Поэтому в поисках лучшей жизни идет отток профессионалов с малых городов в мегаполисы. Было бы правильно эту категорию людей также, как и госслужащих, ставить в очередь на получение коммунального жилья или выдавать беспроцентные кредиты на строительство жилья предприятиям, где есть такая необходимость. Тем самым мы смогли бы сохранить рабочие места.
Только совместно с государством можно создать современную систему взаимодействия и развивать казахстанскую экономику.
Результативность и профессионализм — основа достойной зарплаты госслужащего
Нуржан ИСАКОВ, руководитель департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Акмолинской области.
Сегодня в обществе активно обсуждаются вопросы о реализации инициативы Президента, нашедшие отражение в Плане нации «100 конкретных шагов». На первое место в этом документе поставлена задача формирования профессионального государственного аппарата.
В этой связи с 2016 года будет внедрена новая система оплаты труда государственных служащих, которая будет производиться на основе факторно-балльной шкалы, в зависимости от вклада служащего в достижение результата. Новая система оплаты труда предполагает учитывать не только иерархию должностей, но и реальную нагрузку служащих, личный вклад в достижение стратегических целей и задач государственного органа.
Предлагаемая шкала будет распределять все должности по уровням, исходя из следующих 8 факторов: управление сотрудниками, ответственность, самостоятельность в работе, опыт работы, уровень специальных знаний, уровень контактов, сложность работы, последствия принимаемых решений. Применение шкалы позволит установить справедливую оплату труда, в зависимости от требуемых компетенций и вклада в достижение стратегических целей и задач государственного органа, создать платформу для построения эффективной организационно-управленческой структуры государственного органа, получить единый измеритель должностей, обеспечивающий экономическую и научную обоснованность оплаты труда.
С внедрением данного метода будет обеспечен принцип справедливости в оплате труда, поскольку он позволит увязать размер заработной платы и значимость должности для организации.
Такой метод внедрен на государственной службе США, Канады, Новой Зеландии, Малайзии, Сингапура, Великобритании.
Кроме того, еще одной мерой мотивации служащих является выплата бонусов за результативность работы и надбавок. Качество работы служащих корпуса «Б» будет оцениваться на основе выполнения годовых индивидуальных планов. Результаты такой оценки станут основанием для выплаты бонусов. Для этого будет использован метод обязательного ранжирования, т.е. составление списка сотрудников, разделенных на группы, в зависимости от результатов оценки.
По итогам оценки работники распределятся на 4 группы, достигшие: превосходных результатов (до 10% от численности), высоких (35-45%), удовлетворительных (40-50%) и неудовлетворительных (до 5%).
Первые две категории работников получат бонусы. При этом их размер для первой группы станет больше, чем для второй.
Для нерезультативной категории будут составляться индивидуальные планы развития компетенций (обучение).
В целом указанные подходы направлены на обеспечение достойного уровня оплаты труда государственных служащих и будут способствовать формированию профессионального государственного аппарата с учетом лучших международных практик.
Служить Отечеству престижно
Жанаргуль ЖУНУСОВА, председатель Акмолинского облфилиала МК«Жас Отан» при партии «Hyp Отан».
Пройдя в «Жас Отане» школу общественного развития от простого волонтера до руководителя областного ранга, я не понаслышке знаю о настроениях и желаниях сегодняшней молодежи. Весенний цикл профориентационной работы с выпускниками акмолинских школ показал, что идти на госслужбу собираются буквально единицы. Зарплаты маленькие, ответственность и объем работы — большие, перспективы карьерного роста весьма туманны.
Пять институциональных реформ, озвученных Главой государства, и «100 конкретных шагов» по их реализации существенно изменили положение вещей. Формирование профессионального государственного аппарата теперь предполагает отбор молодого поколения, желающего поступить на госслужбу, на основе компетентност-ного подхода и начиная с низовых должностей.
Повышение оплаты труда государственных служащих в зависимости от результатов их деятельности, обязательное предоставление служебного жилья, укрепление принципа меритократии за счет выдвижения на вышестоящие должности корпуса «Б» только по конкурсу из числа госслужащих, занимающих нижестоящие должности — эти и другие меры, намеченные в первом разделе «100 шагов», значительно поднимают имидж госслужбы для молодежи. Уверена, количество желающих попробовать свои силы в конкурсах для поступающих на работу в госорганы юношей и девушек обязательно прибавится. Тем более, что у нас есть хороший резерв. Это выпускники Кокшетауского клуба молодого политика, часть из которых уже находится на госслужбе, как, например, Айжан Мухаметалиева, начальник отдела облуправления по делам религий. Или участники партийного проекта «Сәтті қадам», часть из которых после прохождения трехмесячной стажировки в госорганах получает предложение пройти конкурс и остаться здесь на постоянной основе.
Словом, в стране грядут серьезные реформы по формированию профессионального государственного аппарата. Все намеченное Елбасы, конечно, будет выполнено. И хоть я люблю то, чем занимаюсь сейчас, сама подумываю о переходе на государственную службу. Служить Отечеству становится престижно.
С точки зрения защиты прав человека
Любовь РУБЕЖАНСКАЯ, директор общественного фонда «Луч надежды».
Намеченная Планом нации «100 конкретных шагов» программа предусматривает кардинальную модернизацию правоохранительной системы. Новые подходы к обеспечению верховенства закона повысят эффективность и прозрачность судебной системы и правоохранительных органов.
В тридцатом шаге говорится о создании местной полицейской службы, ее компетенция: вопросы охраны общественного порядка, противодействия бытовой преступности, дорожно-патрульная служба, «нулевая» терпимость к мелким правонарушениям. На мой взгляд, это реальный шаг навстречу интересам людей, который может конкретно повлиять на повышение доверия к правоохранительным органам. Реформы в этой сфере служат именно этому.
В стране начала и успешно действует государственная программа дальнейшей модернизации правоохранительной системы Республики Казахстан на 2014-2020 годы. Основная ее цель — повышение уровня доверия к органам правопорядка путем обеспечения эффективной защиты прав и свобод граждан, законных интересов общества и государства. Программа предусматривает расширение спектра и стандартизацию государственных услуг в правоохранительной сфере, а также меры по повышению их качества. Дальнейшее развитие получат новые формы взаимодействия органов правопорядка с населением и институтами гражданского общества.
Наша общественная организация постоянно сотрудничает с правоохранительными органами, содействуя защите прав граждан и реализации законных интересов различных групп населения, гармонизации национального законодательства с учетом международных договоров и пактов, подписанных Республикой Казахстан. Для чего стараемся больше информировать общественность о правах и обязанностях человека и гражданина, а также о международных стандартах и механизмах защиты прав человека.
Как неправительственная организация, «Луч надежды» осуществляет регулярный мониторинг пенитенциарных учреждений, проведение общественного контроля выполнения программы по борьбе с туберкулезом в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Общественной наблюдательной комиссией реализованы 27 проектов при поддержке международных организаций и государства, 13 — в рамках государственного социального заказа.
Как невозможно построить прочный дом без фундамента, так и невозможно без учета принципов защиты прав человека создать систему правосудия. Нельзя забывать, что сегодня отношение к правоохранительным органам — это и есть уважение и доверие к государству.