План нации «100 шагов»: Судебные реформы
Обеспечение верховенства закона — одно из важнейших направлений в реализации пяти институциональных реформ, предложенных Главой государства. В Плане нации «100 конкретных шагов. Современное государство для всех» обозначены первостепенные задачи, стоящие перед одной из ветвей государственной власти — судебной. О грядущих изменениях в работе судейского корпуса мы беседуем с председателем специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Акмолинской области, членом судебного жюри при Верховном суде РК Айсулу Жуматовой.
— Айсулу Умирсериковна, разъясните, пожалуйста, содержание 1 6-го шага Плана нации — «переход от пятиступенчатой системы правосудия к трехуровневой».
— Цель предстоящего реформирования — упростить доступ граждан к правосудию, повысить эффективность работы. В рамках действующей сегодня системы рассмотрение всех категорий гражданских и уголовных дел возложено на районные и приравненные им суды — это первая ступень, в апелляционном порядке — вторая, в кассационном порядке — это третья ступень, а также четвертая ступень — это Верховный суд РК, который рассматривает дела в надзорном порядке. Вводимая трехуровневая система включает в себя суд первой инстанции, апелляционную и кассационную инстанции. В областных судах остается только апелляционная инстанция, кассационная, с уклоном надзора будет находиться в ведении Верховного суда.
Не секрет, что нынешнее наличие в областных судах и апелляционной, и кассационной инстанций, всегда вызывало много вопросов у граждан, попавших в орбиту судопроизводства. Давало повод для сомнений: обеспечивает ли такая структура независимость судебной апелляции, не «покрывает» ли кассация судебные ошибки нижестоящего суда.
— По-иному будет работать апелляционная инстанция. Одним судьей будут рассматриваться уголовные дела небольшой тяжести, коммунальные споры, приказное производство. Решение по более сложным делам будет принимать коллегия в составе трех судей. Планируется возобновить практику возвращения дел в первую инстанцию на новое рассмотрение. И, если в отношении принятого решения вновь будет подана апелляционная жалоба, то дело будет рассматриваться с участием председателя областного и приравненного ему суда. Будет ограничено количество рассматриваемых Верховным судом Республики Казахстан уголовных дел (около 20 тысяч), уголовные дела небольшой тяжести и административные проступки рассматриваться не будут; по гражданским делам будут введены также ограничения (упрощение, ограничение по суммам исков, государственная пошлина будет при подаче ходатайства увеличена).
В Верховном суде Республики Казахстан будет введена специальная коллегия (по первой инстанции для рассмотрения дел с участием крупных инвесторов, дел, связанных с предвыборной и послевыборной кампаниями, будет возможность дела некоторых категорий передать в эту коллегию). Подписан Указ о создании финансового суда, который в судебную систему входить не будет, с правоприменением английского права, в его состав также войдет коммерческий арбитражный суд.
Механизм, конечно, достаточно сложен, в деталях он будет разработан уже к сентябрю этого года.
— В Плане нации «100 конкретных шагов. Современное государство для всех» в нескольких пунктах речь идет об «ужесточении квалификационных требований и механизма отбора кандидатов на судейские должности». Как будет обеспечена реализация этого шага?
— Прежде всего речь идет о том, что претендент на должность судьи должен иметь пятилетний стаж работы именно в судебной системе. Мои коллеги со стажем хорошо знают, что самыми компетентными, квалифицированными судьями становились люди, стремящиеся к этой высокой и ответственной должности не один год. Получив высшее юридическое образование, устраивались в суды курьерами, секретарями, позже становились специалистами различных отделов, а лишь потом претендовали на должность судьи, сдавали квалификационные экзамены.
Так что пятилетний стаж работы в судейской системе будет способствовать всесторонней подготовке будущих судей.
Что касается повышения возрастного ценза до 30 лет, то, конечно, это тоже веление времени. До 25 лет можно получить блестящее образование, но приобрести должный практический житейский опыт — проблематично. Только собственный опыт позволяет в некоторых случаях увидеть за судебной тяжбой, возможно, просто человеческий конфликт и попытаться разрешить его через примирительные процедуры. В частности, убедить враждующие стороны апеллировать не только к нормам законов, но и к законам жизни, человеческих отношений. Это приходит с годами.
Для всех впервые назначенных судей будет введен испытательный срок (возможно, распоряжением Главы государства) на 1 год.
В период его прохождения новые судьи будут иметь статус исполняющего обязанности судьи и соответственно рассматривать несложные дела. По истечении испытательного срока кандидатура данного судьи будет обсуждаться на пленарном заседании областного или приравненного к нему суда, затем профессиональная деятельность судьи будет рассмотрена квалификационной комиссией судебного жюри, после этого — председателем Верховного суда РК будет внесено представление в Высший судебный совет для рассмотрения и дальнейшей рекомендации Президенту РК для назначения на должность судьи.
Будет усовершенствована и действующая сегодня система наставничества, введен институт поручительства, непрерывная система судейского образования, повышения квалификации.
— Какие изменения должны произойти в судебном жюри при Верховном суде РК, членом которого Вы являетесь?
— Судебное жюри при Верховном суде создано для определения профессиональной пригодности действующего судьи, подтверждения права на отставку и ее прекращение, а также рассмотрения вопросов о возбуждении дисциплинарного производства, дисциплинарных дел в отношении судей. В судебном жюри и сегодня рассматриваются различные представления на судей со всех регионов республики, связанные с совершением дисциплинарных проступков, грубым нарушением процессуального законодательства, нарушением трудовой дисциплины… К сожалению, иногда и с некоторыми судьями это случается. Не так давно на заседании судебного жюри решили освободить от должности судью, который не раз подвергался штрафам за превышение скорости. За три года сумма штрафов достигла порядка 400 тыс. тенге. Часть суммы он погасил, но доказывал, что правонарушения совершал родственник. Было проведено служебное расследование, его вина доказана. Главным основанием для принятия решения стали его неискренность, попытка ввести в заблуждение сотрудников правоохранительных органов и коллег по цеху. Такое поведение с высоким званием судьи несовместимо. Еще один теперь уже бывший судья скрыл то, что когда-то привлекался к уголовной ответственности. Изменил написание фамилии, получил новое удостоверение личности. Я привожу эти примеры для того, чтобы показать, как непросто бывает судебному жюри принять решение.
Сегодня роль и значение судебного жюри возрастают, теперь в нем будут две комиссии: одна будет рассматривать дисциплинарные поступки, вторая — квалификационная. В сферу ее действия будут входить, в частности, вопросы профнепригодности, обжалование действий судей… Увеличиваются полномочия, возрастает и ответственность не только судебного жюри, но и всей судебной системы, каждого судьи. Иначе нельзя. Ведь от чистоты судебной мантии зависит очень многое, продвижение нашей страны на пути к правовому государству и обеспечение верховенства закона.
Беседовала Нина МИТЧИНОВА.