Школьная олимпиада — дорога в будущее

За строкой Послания
«Молодежь — опора нашего будущего. Государство открыло перед новым поколением все двери и все пути! «Нұрлы жол» — вот где можно приложить усилия, развернуться нашей креативной, динамичной молодежи!»
Эти слова из Послания Президента РК «Нұрлы жол — путь в будущее» процитировала в своем приветственном слове на торжественном закрытии областной олимпиады по общеобразовательным предметам среди учащихся 9-11 классов руководитель облуправления образования Балым Избасарова.

Она также отметила, что именно такие старшеклассники со всех уголков региона собрались в зале ДК «Кокшетау» — творческие, целеустремленные, одаренные личности, за которыми — будущее страны. В этот день на сцену за дипломами и медалями поднялись 32 юных акмолинца, занявших первое место, 32 — второе, 84 — третье, 28, немного не дотянувших до необходимого количества баллов, отмечены грамотами. Церемония награждения сопровождалась красочными слайдами, концертными номерами. Но сначала были два дня упорного интеллектуального труда и честной бескомпромиссной состязательности…

Олимпиады по общеобразовательным предметам для старшеклассников проводятся ежегодно. На областную приезжают победители районных и городских. Их общее количество из года в год резко не меняется, каждый регион имеет квоту, равную одному проценту от количества учащихся 9-11-х классов плюс столько дополнительных мест, сколько призеров было у района или города на прошлой олимпиаде. В нынешнем году в областной олимпиаде принял участие 371 акмолинский старшеклассник.

006-4-2

Умники и умницы, выбравшие себе предметы естественно-математического цикла, корпели над заданиями в средней школе № 18, а гуманитариев принимала областная специализированная школа-интернат № 3 для одаренных детей. Кстати, все задания и критерии их оценки разрабатывает и присылает республиканский научно-практический центр «Дарын». Конверты вскрываются перед самым началом олимпиадных экзаменов. Причем, как отметило жюри, в состав которого в нынешнем году входили два доктора наук, 19 кандидатов наук, восемь магистров и десять старших преподавателей местных вузов, из года в год сложность заданий растет.

— 50 процентов заданий по физике требуют от учащихся нестандартного подхода к решению и особых способностей к этому предмету, — говорит председатель жюри по физике, кандидат физико-математических наук Михаил Симакин.

—   30-40 процентов заданий нынешней олимпиады соответствовали программам вузов за первый-второй курс, — вступает в разговор председатель жюри по химии, кандидат химических наук Нургуль Нурмухамбетова, — но при этом в последние годы учащиеся все лучше справляются с ними. Это говорит о возросшем уровне преподавания предметов на уровне средних школ, укреплении их материально-технической базы, оснащении современными кабинетами по предметам. Хочу также подчеркнуть, что многие задания имели междисциплинарный характер. Например, для решения задач по химии необходимо хорошее знание математики и физики.

— Отрадно то, что качество подготовки участников олимпиады растет из года в год, — продолжает беседу руководитель школьного отдела облуправления образования Ольга Ковалева. — Прослеживается очень хорошая тенденция: в последнее время работ с нулевым результатом нет вообще.

Олимпиада проводилась по 15-ти общеобразовательным предметам, причем количество учащихся, выбравших естественно-математическое направление, в нынешнем году было примерно таким же, как и старшеклассников, которые предпочли общественно-гуманитарные науки. А еще несколько лет назад вторых было гораздо больше. Стране, ставшей на путь форсированной индустриализации, необходимы современные специалисты-технари: конструкторы, архитекторы, машиностроители, химики и физики. И отрадно, что нынешнее подрастающее поколение отдает им все большее предпочтение, явно уже сегодня связывая свою взрослую жизнь с техническими профессиями. Как, например, выпускники нынешнего года и призеры прошедшей областной олимпиады из областной специализированной школы-интерната №4 для одаренных детей г. Степногорска. Владимир Говорухин намерен стать инженером-энергетиком, Жандос Багенжинов мечтает учиться в академии гражданской авиации, Анвар Ахметдзянов выбрал для себя экологию и природопользование.

В первый конкурсный день ребята демонстрировали свои теоретические знания, а вот во второй пришлось заняться написанием сочинений, проведением различных лабораторных опытов, подсчетов и измерений. Старались все и добивались хороших результатов. Например, члены жюри по предмету «Казахский язык в русских школах» отметили, что задания, состоящие из аудирования, чтения и понимания текста, лексико-грамматической работы, написания эссе на заданную тему, были составлены интересно и дети хорошо с ними справились. Здесь уместно также сказать, что 13 участников нынешней олимпиады решали задания за класс выше, это в основном учащиеся казахско-турецкого лицея.

006-4-1Посетив второй тур естественно-математического цикла, мы обратили внимание на мальчика, который старательно выполнял задание, осторожно вытянув загипсованную ногу, а рядом стоял костыль. Оказалось, что учащийся вышеупомянутого лицея Галымжан Сериков две недели назад сломал ногу, но отказываться от состязаний не захотел и занял первое место по химии среди девятиклассников. Команда школьников казахско-турецкого лицея показала самые высокие результаты: 33 призовых места из 43 участников. С хорошими показателями можно поздравить педагогов и учащихся областных школ-интернатов для одаренных детей «Болашақ» г. Степногорска, № 3 г. Кокшетау. Высок процент призовых мест в командах-участницах из Кокшетау, Шортандинского, Жаксынского, Атбасарского, Бурабайского районов.

Успехи старшеклассников на предметных олимпиадах прежде всего зависят от последовательной, системной и результативной работы их педагогов. Именно такая работа в течение ряда лет прослеживается у учителей: Даны Искаковой (химия, ОСШИОД № 3), Светланы Кузнецовой (физика, ОСШИОД №4), Капина Рахмет (физика, Новокубанская СШ Шортандинского района), Мухамаднаби Омарова (химия, казахско-турецкий лицей), Умутжан Альменовой (география, СШ № 18 г. Кокшетау), Натальи Кинцель (французский язык, МШЛ № 5 г. Степногорска). Каждый из них заслуживает особых слов благодарности.

Прошедшая олимпиада ярко высветила проблему качественного преподавания информатики в сельских школах. По этому предмету не было заявлено ни одного участника из районов области. Члены жюри предположили, что на сегодня сельские учителя информатики готовят пользователей ЭВМ без знания основ программирования, и даже обсуждали необходимость проведения с ними специальных семинаров.

В марте пройдет республиканский этап олимпиады, в котором примут участие и акмолинские старшеклассники. Выпускники нынешнего года, ставшие ее призерами, получат фанты на обучение в вузах — существенная помощь от государства для тех юношей и девушек, кто уже сегодня думает о завтрашней профессии и, засучив рукава, грызет гранит наук.

Валентина ТЕПЛЯКОВА.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также