«Самых лучших и непримиренных…»

Страницы истории
«В час, когда,
устав от смутных дел,
Город спит, как зверь неутоленный.
А в тюрьме выводят на расстрел
Самых лучших и непримиренных…»

Одна из улиц Кокшетау носит имя Досова, а что нам известно о нем? В пору «Большого террора» 8 мая 1938 г. был расстрелян Абильхаир Досов — один из самых ярких представителей большевистского поколения, стойкий и преданный Советской власти боец, политический и общественный деятель 20-30-х годов двадцатого столетия.

В годы гражданской войны, которую называли братоубийственной бойней, этот человек был активным членом Кокчетавского Совета депутатов, возглавлял уездную Чрезвычайную комиссию, целью которой была борьба с контрреволюцией и саботажем.

В год Великого Октября Досов являлся членом областного Военно-Революционного Трибунала, а в бурных потоках борьбы с Колчаком за установление новой власти в крае даже вынужден был стать организатором подпольной деятельности ВКП (б).

В фонде областного историко-краеведческого музея сохранились воспоминания Сабита Муканова об Абильхаире Досове. Известный казахский советский писатель, один из основоположников соцреализма в пролетарской литературе переписывался в лихую годину с Досовым — их объединяли общность интересов, вера в «светлое будущее» социализма, жажда новых знаний, готовность служить идеалам коммунизма.

В переписке двух просвещенных казахов дыхание революционной эпохи, стремление дойти до сути творимых в стране и мире радикальных перемен… Письма, больше, чем воспоминания, ведь в них запеклась кровь событий, мгновенные фотографии тогдашнего состояния умов, их сознания, переживаний, чувств.

Из письма Досова из Москвы (во второй половине 20-х годов Абильхаир был в столице на ответственных должностях): «…Здесь, в Москве, казахами хоть изгородь городи, хватает нашего брата… Иметь много знакомых — несчастье, ты занят, а к тебе беспрестанно приходят многие, мешают. А ты, друг, хорошо сделал, набран практический опыт, подкрепляешь его знанием. С образованием у нас туговато. Мы живем только практикой, а жизнь стремительно меняется, усложняясь. …Надо работать над собой, а это отнюдь не пустяковое дело. Надо знать, что читать. Писателей много, всех не перечитаешь…».

А вот строчки из письма Муканову, в которых ощутима некая растерянность, смутная тревога: «Скверный винегрет получается: люди бессовестным образом мешают личное с общественным… Я решил порвать со всеми группировками (речь идет о внутрипартийных ожесточенных дискуссиях боевого и кипучего времени двадцатых годов) и сознательно посадил себя на диету».

Как не вспомнить трагическое есенинское поэтическое признание: «С того и мучаюсь, что не пойму, куда несет нас рок событий».

Досов собрал уникальную для той эпохи библиотеку — полторы тысячи книг, ценнейших, по всем отраслям наук. Его ум, воля, энергия, интеллект работали на благо и созидание нового коммунистического строя.

Вот как характеризует первую с ним встречу писатель Муканов:

«Высокий, широкоплечий казах, негритянской смуглости, одетый в военный китель. Богатырь… Из рода казахских батыров. Взгляд прямой, пронизывающий, цепкий».

Узнав, что юноша балуется стихотворчеством, Сабит посоветовал Досову познакомиться с Сакеном Сейфуллиным: «Нам нужны знающие, преданные Советской власти национальные кадры, а их мало».

В биографии Досова примечательные факты: родился в 1899 г. в станице Котырколь Кокчетавского уезда, пас отары байского скота, двенадцатилетним его отдают к казакам пасти скот. Сын хозяина Никола Хомуло, учитель, выделил юного казаха, стал учить его писать, читать, рисовать. За два года Абильхаир успел освоить четырехклассную программу русской школы в Щучинске. И вот уже Хомуло везет с собой в Омск пытливого, любознательного своего ученика, где устраивает сразу в шестой класс омской школы. Оказалось, сын казака на деле — большевик-подпольщик. Так, судьба наградила Досова встречей в Омске с акыном Сакеном, и молодой казах приобщается к революционной борьбе. Омская молодежь выпускает рукописный журнал «Бірлік», где печатает свои первые произведения великий Магжан Жумабаев, и именно Досов — художник-оформитель и переписчик журнала. А уже перебравшись в Кокчетав, редактирует газету «Голос бедняка», в которой публикует уже собственные очерки, статьи, стихи.

Впоследствии Абильхаир Досов занимает ключевые посты в крае: 1919-1920-е годы председательствует в Кокчетавском бюро по борьбе с контрреволюцией, заведует секцией мусульман в Сиббюро ЦК РКП (б), в 20-22-е годы избирается секретарем ЦИК и в КазАССР, и членом Военного Совета Казахского Комиссариата, а позже избирается на должности председателя Семипалатинского губисполкома и Туркменского ревкома. Энергичного, деятельного казаха замечают на самом верху партийного Олимпа, и во второй половине 20-х годов Досов является представителем Казахской республики в Москве, членом Президиума и секретарем ВЦИК, ответработником ЦК ВКП(б).

В стране начинается смутное время, о котором Мандельштам гениально писал: «Мы живем, под собой не чуя страны…». Смеющих думать не по указке Сталина в СССР оказалось слишком много, и началась кровавая жатва. Страшная пора массовых репрессий, в первую очередь коснувшихся самых ярких личностей в среде партактива… «и всю ночь напролет жду гостей дорогих, шевеля кандалами цепочек дверных»… Арест, застенки НКВД, понимали ли полуграмотные следователи, что означают выбитые ими признания?..

Имя Абильхаира Досова будет реабилитировано в 1956 году. Настало время, и из бездны небытия вернулись имена наших земляков, не запятнавших себя преступлениями, в которых их обвиняли.

Алия АХЕТОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также