Асылбек Мустафин. Что мы знаем о нем

В истории нашей страны есть немало трагических страниц. Независимость республики, демократизация общества, гласность позволяют сегодня открыть завесу неизвестного, узнать «кто есть кто» и воздать должное подлинным патриотам своей страны. Одним из таких людей был Асылбек Мустафин, занимавший до марта 1937-го года пост секретаря Кокчетавского районного исполнительного комитета.

Родился он в 1895 году в селе Каркаралинск Карагандинской области. После революции по воле судьбы оказался в нашем регионе. Будучи секретарем райисполкома, вместе с товарищами строил новую жизнь, привлекал к революционным преобразованиям края молодых людей.

Строить новую жизнь, бороться с неграмотностью в аулах в те далекие 20-30-е годы прошлого века в условиях голода и холода, разрухи и болезней, репрессии было очень непросто.

Общественная работа увлекала и затягивала Асылбека Мустафина. Являясь членом партии большевиков, он не жалел себя, отдавая свои знания и опыт людям, свято веря, что трудом своим приближает светлое, безбедное будущее своей молодой республики. Он был великолепным оратором, об этом свидетельствуют архивные документы. На его выступления собиралось огромное количество людей. Он умело связывал настоящее с прошлым. Рассказывал о борьбе казахских ханов за освобождение своей отчизны, о том, какую роль сыграло национально-освободительное   движение 1916 года, о его руководителе, сыне казахского народа, степном комиссаре Амангельды Иманове.

Секретарю РИК приходилось решать вопросы призыва в Красную Армию. Он терпеливо разъяснял молодым казахам, которые никогда не призывались в армию, о необходимости службы и значимости закона молодой республики, о всеобщей воинской обязанности.

Репрессии 1937 года не обошли и его. В это тревожное время за его спиной начинается сбор стандартных «грехов». Все это выливается в постановление райисполкома за №9/14 от 25 марта 1937 года «О контрреволюционно-националистическом действии Мустафина Асылбека». Как следует из постановления РИК, контрреволюционное действие Асылбека Мустафина выразилось в том, что он, выступая с докладом на одном из собраний, умышленно извращал значение проекта новой Конституции Казахской ССР, говорил о том, что «алашординская партия также боролась за построение светлого социализма и коммунизма».

В постановляющей части принятого президиумом райисполкома документа говорится: «Мустафина Асылбека немедленно освободить от занимаемой должности секретаря РИКа. Поручить начальнику райотдела НКВД Крахмильцеву немедленно приступить к расследованию деятельности Мустафина. Настоящее решение довести до сведения облисполкома и Каз. ЦИКа».

Он был арестован в том же 1937 году и осужден по статье 58-10 уголовного кодекса РСФСР на 10 лет. Судьба его после ареста, к сожалению, неизвестна. Только через 53 года, 13 августа 1990 года, было восстановлено его доброе имя. Дело в отношении Асылбека Мустафина было прекращено за отсутствием состава преступления.

Одна из газет о революции 1917 года писала, что советская система заложила черты современного Казахстана в виде границ, индустриальных центров, крупных городов и даже этнического состава населения страны. Однако журналист не пишет о том, что эта же система обескровила наш народ, практически уничтожила казахскую интеллигенцию — лучших сынов республики, а затем спровоцировала массовый голод.

Гульбаршин САЛЫК,
директор госархива Акмолинской области, краевед.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также