Что дает нам новая тарифная политика

48-1-3В своем Послании народу Казахстана Президент Нурсултан Назарбаев наметил задачи в развитии республики на ближайшие несколько десятилетий. Фактически вся программа развития до 2050 года соответствует концепции «зеленой экономики». А это значит, что к 2050 году Казахстан станет страной с полностью сбалансированной системой экономических, социальных и политических ценностей.

Одним из направлений осуществления поставленных задач является решение вопросов энергосбережения, экономии энергоресурсов: электроэнергии, тепла и воды. Инструментами реализации стали внедрение дифференцированных тарифов, широко используемых в мировой практике, снижение нормативных и ликвидация сверхнормативных потерь коммунальными предприятиями. На данный момент можно констатировать факт успешного внедрения дифференцированных тарифов на электроэнергию в зависимости от объемов потребления и по зонам суток, что позволяет обеспечивать  ее экономное расходование.

В соответствии с поручением Главы государства, с целью решения вопроса экономного потребления воды, во всех регионах республики вводятся дифференцированные тарифы на водоснабжение в зависимости от объемов потребления, которые в первую очередь направлены на стимулирование потребителей к экономии. И Акмолинская область здесь не исключение.

Так, с 1 декабря прошлого года дифференцированные тарифы введены в Кокшетау. Предусмотрены три группы потребителей для юридических и физических лиц, при этом для населения тариф на воду увеличивается по мере потребления:

первая группа (от 0 до 3 куб.м. в месяц на человека) — самый низкий тариф — 64,80 тенге/м , вторая группа (от 3 до 5 куб.м в месяц на человека) — с увеличением тарифа от первой группы до 102,5 тенге/м , и самый высокий тариф — для третьей группы (свыше 5 куб. м) — 134,05 тенге/м . Таким образом, закрепляется принцип: чем больше потребляешь, тем больше платишь.

Однако говорить о реальной экономии можно только тогда, когда индивидуальными приборами учета будут обеспечены все потребители. Оснащенность счетчиками холодной воды в области уже составляет 89%.

Правительством РК одобрен Комплексный план внедрения новых механизмов та-рифообразования на воду на 2013 — 2015 годы. Он предусматривает внесение изменений и дополнений в ряд нормативных правовых актов, регулирующих деятельность субъектов.

Реализация мероприятий, предусмотренных Комплексным планом, позволит предприятиям водоснабжения увеличить объем инвестиций и провести модернизацию и ремонт сетей, снизить износ основных средств, а также обеспечить стабильность и предсказуемость тарифов. По данным Агентства РК по регулированию естественных монополий, в течение ближайших трех лет на предельные тарифы планируют перейти около 26 городских водоканалов республики.

Охват приборами учета тепловой энергии в области составляет всего 14%. В январе 2012 года была введена новая норма закона, позволяющая создать экономические стимулы для установки общедомовых приборов учета тепла. Теперь потребители с общедомовыми приборами имеют более низкий тариф в отличие от тех, которые отказываются устанавливать теплосчетчики.

Установка приборов позволяет иметь точные и беспристрастные цифры фактического потребления воды или тепла. Иногда уже этого достаточно для значительного снижения затрат на отопление и горячую воду. Практика показывает, что оплата за регулируемые услуги по показаниям приборов учета (фактическому потреблению) выгодна, в первую очередь, потребителю.

Так, проведенный мониторинг потребления тепловой энергии по показаниям приборов учета за отопительный период 2011-2012 гг. показал, что дома, где установлены приборы, платят от 43 до 61 тенге/м2 отапливаемой площади, тогда как без прибора учета тариф составлял 77,81 тенге, а сейчас он равен 91 тенге/м2. Так, например, жители 2-комнатной квартиры площадью 50 м2 в доме по улице им.Момышулы, 60, где установлен общедомовой прибор учета тепла, за отопительный сезон 2011-2012 гг. заплатили 14784 тенге, и это с учетом того, что в доме имеется горячая вода. Без прибора учета они заплатили бы 27583 тенге, экономия составила 12799 тенге, а в целом жильцы этого дома сэкономили 748,5 тыс. тенге. Это только один из примеров, а на сегодня в Кокшетау установлены приборы учета тепла в 54 многоэтажных жилых домах и в 52 коттеджах.

Вот еще пример. В здании, где размещается один из государственных органов, в 2011 году был установлен прибор учета тепла, в результате чего за отопительный сезон 2011-2012 гт. были сэкономлены бюджетные средства на сумму 259 тыс. тенге. Таким образом, в случае установки приборов учета тепла можно просчитать реальную экономию бюджетных средств и средств потребителей на своих объектах и в домах.

При этом прежде всего мы сами должны понять, насколько назрела в Казахстане необходимость экономии ресурсов, поэтому сегодня кардинально меняются подходы к этой проблеме. Сбережение энергоресурсов является одной из самых актуальных задач экономического развития Республики Казахстан.

Ербол ЕСИРКЕПОВ,
начальник департамента АРЕМ по Акмолинской области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также