В своем Послании народу Казахстана Президент Нурсултан Назарбаев наметил задачи в развитии республики на ближайшие несколько десятилетий. Фактически вся программа развития до 2050 года соответствует концепции «зеленой экономики». А это значит, что к 2050 году Казахстан станет страной с полностью сбалансированной системой экономических, социальных и политических ценностей.
Одним из направлений осуществления поставленных задач является решение вопросов энергосбережения, экономии энергоресурсов: электроэнергии, тепла и воды. Инструментами реализации стали внедрение дифференцированных тарифов, широко используемых в мировой практике, снижение нормативных и ликвидация сверхнормативных потерь коммунальными предприятиями. На данный момент можно констатировать факт успешного внедрения дифференцированных тарифов на электроэнергию в зависимости от объемов потребления и по зонам суток, что позволяет обеспечивать ее экономное расходование.
В соответствии с поручением Главы государства, с целью решения вопроса экономного потребления воды, во всех регионах республики вводятся дифференцированные тарифы на водоснабжение в зависимости от объемов потребления, которые в первую очередь направлены на стимулирование потребителей к экономии. И Акмолинская область здесь не исключение.
Так, с 1 декабря прошлого года дифференцированные тарифы введены в Кокшетау. Предусмотрены три группы потребителей для юридических и физических лиц, при этом для населения тариф на воду увеличивается по мере потребления:
первая группа (от 0 до 3 куб.м. в месяц на человека) — самый низкий тариф — 64,80 тенге/м , вторая группа (от 3 до 5 куб.м в месяц на человека) — с увеличением тарифа от первой группы до 102,5 тенге/м , и самый высокий тариф — для третьей группы (свыше 5 куб. м) — 134,05 тенге/м . Таким образом, закрепляется принцип: чем больше потребляешь, тем больше платишь.
Однако говорить о реальной экономии можно только тогда, когда индивидуальными приборами учета будут обеспечены все потребители. Оснащенность счетчиками холодной воды в области уже составляет 89%.
Правительством РК одобрен Комплексный план внедрения новых механизмов та-рифообразования на воду на 2013 — 2015 годы. Он предусматривает внесение изменений и дополнений в ряд нормативных правовых актов, регулирующих деятельность субъектов.
Реализация мероприятий, предусмотренных Комплексным планом, позволит предприятиям водоснабжения увеличить объем инвестиций и провести модернизацию и ремонт сетей, снизить износ основных средств, а также обеспечить стабильность и предсказуемость тарифов. По данным Агентства РК по регулированию естественных монополий, в течение ближайших трех лет на предельные тарифы планируют перейти около 26 городских водоканалов республики.
Охват приборами учета тепловой энергии в области составляет всего 14%. В январе 2012 года была введена новая норма закона, позволяющая создать экономические стимулы для установки общедомовых приборов учета тепла. Теперь потребители с общедомовыми приборами имеют более низкий тариф в отличие от тех, которые отказываются устанавливать теплосчетчики.
Установка приборов позволяет иметь точные и беспристрастные цифры фактического потребления воды или тепла. Иногда уже этого достаточно для значительного снижения затрат на отопление и горячую воду. Практика показывает, что оплата за регулируемые услуги по показаниям приборов учета (фактическому потреблению) выгодна, в первую очередь, потребителю.
Так, проведенный мониторинг потребления тепловой энергии по показаниям приборов учета за отопительный период 2011-2012 гг. показал, что дома, где установлены приборы, платят от 43 до 61 тенге/м2 отапливаемой площади, тогда как без прибора учета тариф составлял 77,81 тенге, а сейчас он равен 91 тенге/м2. Так, например, жители 2-комнатной квартиры площадью 50 м2 в доме по улице им.Момышулы, 60, где установлен общедомовой прибор учета тепла, за отопительный сезон 2011-2012 гг. заплатили 14784 тенге, и это с учетом того, что в доме имеется горячая вода. Без прибора учета они заплатили бы 27583 тенге, экономия составила 12799 тенге, а в целом жильцы этого дома сэкономили 748,5 тыс. тенге. Это только один из примеров, а на сегодня в Кокшетау установлены приборы учета тепла в 54 многоэтажных жилых домах и в 52 коттеджах.
Вот еще пример. В здании, где размещается один из государственных органов, в 2011 году был установлен прибор учета тепла, в результате чего за отопительный сезон 2011-2012 гт. были сэкономлены бюджетные средства на сумму 259 тыс. тенге. Таким образом, в случае установки приборов учета тепла можно просчитать реальную экономию бюджетных средств и средств потребителей на своих объектах и в домах.
При этом прежде всего мы сами должны понять, насколько назрела в Казахстане необходимость экономии ресурсов, поэтому сегодня кардинально меняются подходы к этой проблеме. Сбережение энергоресурсов является одной из самых актуальных задач экономического развития Республики Казахстан.
Ербол ЕСИРКЕПОВ,
начальник департамента АРЕМ по Акмолинской области.