На «Аллею трудолюбия» через библиотеку

100-1Вязать, делать кормушки для птиц, рассаживать в горшки цветочные отростки, реставрировать книги, мастерить своими руками игрушки, проявить творчество в лепке из пластилина и рисованиивсем этим занимались младшие и средние школьники Кокшетау по инициативе и под руководством сотрудников областной универсальной библиотеки им. М. Жумабаева.

Хорошо понимая, что чтение для детей и подростков является основой развития духовности и интеллекта, культуры нации, здесь уверены: становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия библиотеки. Часто книги, прочитанные в младшем возрасте, запоминаются человеком на всю жизнь, ведь именно в детстве эмоциональные переживания наиболее сильны.

Привлечение детей и обучение работе с книгой, формирование потребности читать, организация осмысленного, духовно наполненного досуга — основная задача сектора детской литературы нашей библиотеки.

Одним из важных качеств, которое необходимо развивать и формировать у ребенка, является трудолюбие. Особенно актуальным это становится в свете выполнения Плана нации «100 конкретных шагов», где поставлены задачи продвижения идеи Общества Всеобщего Труда, престижности и популярности рабочих и профессионально-технических специальностей, отвечающих потребностям государственной политики индустриализации и реализации Стратегии «Казахстан-2050».

Как показывает опыт, «заразить» ребенка нужным занятием помогает идентификация, узнавание себя в литературном герое, что и определяет «зазывную» силу литературного произведения. Другой важный стимул, ведущий к личностной мотивации подрастающего поколения, — творчество, которое, как известно, всегда сопровождается радостным подъемом чувств. Говоря о творчестве, мы имеем в виду не только создание творческого продукта на базе чтения (рисунки, поделки, отзывы, стихи и прочее), но и способность ребенка реагировать на слово писателя, создавать в ответ свои словесные образы.

Трудолюбие — черта характера, состоящая в положительном отношении к процессу трудовой деятельности. Для его воспитания нужно, чтобы человек видел и понимал смысл и результаты своего труда. И здесь большое значение имеют такие качества, как целеустремленность, организованность, дисциплинированность, настойчивость и деловитость.

Проект «Аллея трудолюбия», разработанный и успешно действующий в секторе детской литературы, мы и направили на создание благоприятных условий для положительной мотивации юных читателей к творческой трудовой деятельности; воспитание уважительного отношения к их собственному и труду других людей, его результатам; поощрение стремления трудиться. Разработав общирный план тематических мероприятий, мы привлекли к их реализации в самых различных видах деятельности (игровая, познавательная, исследовательская и т. д.) не только юных читателей, но и их родителей, дедушек и бабушек, учителей, детского психолога и представителей самых разных профессий.

Уроки «Лаборатории успеха» мы начали с экскурсии и гид-информации о библиотеке, о работе каждого ее отдела. Ребята также рассказывали о профессиях своих родителей, о том, кем бы они сами хотели стать в будущем. Порадовало, что многие уже имели представление о будущей профессии. Например, мальчик из средней школы №4 объяснил, что хочет стать автослесарем, потому что это профессия его папы и она ему нравится, а школьница СШ № 2 мечтает быть художником и для этого учится в художественной школе. В этот день своей мечтой с товарищами поделились будущие учителя, библиотекарь, певица, врач. Затем участники мероприятия попробовали себя в роли программиста, переплетчика и библиотекаря разных отделов. В завершение ребята поделились своими впечатлениями о работе, которую освоили в ходе участия в этой игре.

В библиотеке не раз проводились встречи школьников с представителями различных профессий под названием «Человек труда — достояние города» и «Как стать лидером». Среди них были ветераны войны в Афганистане Канат Бралин и Кайрулла Космаганбетов, системный администратор Аблайхан Жусупов, учитель Ирина Бакка, педагог-психолог Когаршин Негметова и многие другие.

В рамках проведения акции «Литературный парк», прошедшей в центральном парке Кокшетау, чтобы детям было интересно, библиотекари придумали сказочную страну «Кітапленд». В этой стране на Улице мастеров их встретила поэтесса, мастер декоративно-прикладного искусства Альбина Байковская. Под ее руководством дети смогли сделать игрушки своими руками. На Аллее трудолюбия сотрудники библиотеки помогали детям узнать больше о профессии переплетчика (старшие ребята реставрировали книги), скульптора (малыши лепили из пластилина), художника (дети рисовали на асфальте), садовода (все желающие высаживали цветочные отростки) и плотника (дети попробовали изготовить кормушку для птиц). Кружевницы учились вязать крючком. Такое времяпрепровождение способствовало разностороннему развитию детей, правильному восприятию красоты, показывая, что можно не только наблюдать, но и создавать ее своими руками.

Новые, активные формы и методы работы с детьми привлекают в библиотеку все большее количество посетителей. За девять месяцев текущего года в АОУНБ зарегистрировано 2373 новых читателя до 14-ти лет. Особенно активно библиотеку посещают учащиеся средних школ областного центра №№ 2,3,4,12 и 16. Проект «Аллея трудолюбия» продолжается.

Белла ЖЕРНАКОВА,
библиотекарь АОУНБ им. М. Жумабаева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также