И выгода, и дело по душе

Каиркен Касенов по натуре оптимист, трудоголик. Жители аула Кошкарбай, да и многие аграрии, с кем вместе он долгие годы бок о бок работал, хорошо знают, что Касенов увлечен животноводством. С малых лет перенял от родителей такую привязанность, а окончив зооветеринарный факультет Целиноградского сельхозинститута, посвятил себя одной из главных отраслей аграрной экономики.

091-3-5

Послужной перечень его руководящих должностей обширен. Возглавлял агроформирование, являлся главным специалистом совхоза, работал председателем производственного кооператива, везде и всегда был причастен к развитию животноводства.

В конце минувшего века в родном ауле создал крестьянское хозяйство «Шоккарагай». В этот период небольшой населенный пункт, считай, лежал на боку. В ранее зажиточном селении осталось 12 дворов. С их хозяевами и создавал Каиркен Касенов свое детище. Позже он построил 26 домов усадебного типа и пригласил на работу молодежь. А вскоре здесь появились мечеть, школа и солидная производственная инфраструктура: мехток, нефтебаза, четыре склада для хранения зерна и столько же животноводческих помещений. Где брал деньги?

— Подняло наше КХ животноводство, — делился его руководитель. — Разводим мясной скот пород казахской белоголовой, герефорда и ангуса. Брал кредиты, но поскольку денег не хватало, то, как специалист, вплотную занимался породным преобразованием скота, имеющегося на своем подворье. Беспородных нетелей скрещивали с быками-производителями отечественной и зарубежной селекции. А вскоре начали получать чистокровный молодняк большой продуктивности. Год за годом увеличивался гурт скота, что в общем-то побуждало уже внедрять в отрасль современные методы содержания и кормления животных, на этой основе получать высокие конечные результаты.

Животноводческая ферма известного в округе хозяйственника заслуживает похвалы. Сегодня на выпасах находится 314 голов чистопородного скота, из них маточный гурт насчитывает 180 коров. Но какой это скот! На пастбище, напоенном запахами степного разнотравья, нагуливают мясо быки-тяжеловесы. Заметно растет и молодняк.

— Телят, — рассказывает Каиркен Сагдиевич, — в возрасте 8-10 месяцев, весом 250 кг, сдаем осенью для доращивания на откормплощадку Щучинского молочного завода. Оттуда полуторагодовалые быки весом не менее 450 килограммов реализуются мясокомбинату, где формируют объемы говядины на экспорт. Который уже год сдаем в среднем по 60-70 телят. Нынче тоже отправим не меньше. Дело в том, что на нашей ферме хорошо налажена работа по воспроизводству стада. Деловой выход молодняка при надлежащей сохранности колеблется в пределах 87-90 процентов. Часть получаемых телят реализуем постоянным клиентам на мясо. Лучших телочек оставляем для ремонтных целей маточного стада.

— Замечу: не приемлю высказываний отдельных хозяйственников, что заниматься животноводством невыгодно, от скота, дескать, одни убытки, — продолжил он. — Я со своей командой, занимаясь серьезно скотоводством, вкладывая в его развитие немалые деньги, результатами своей работы подобным говорунам доказываем обратное.

К тому же хозяева получают и солидную подпитку в виде субсидий от государства. Так, за реализованную голову скота КХ получает из бюджета в виде субсидии по 24 тыс. тенге, а принимают животных на доращивание по цене 450 тенге за один килограмм в живом весе. Кроме того, через каждые два года здесь обновляют быков-производителей. Стоимость одного такого животного обходится КХ в 500 тыс. тенге, из этой суммы 150 тыс. тенге субсидируется госбюджетом. Заготовка кормов на маточное поголовье тоже субсидируется из расчета 18 тыс. тенге на одну голову. В 2015 году здесь получили в общей сложности свыше шести миллионов тенге субсидий. Помощь ощутимая. Эти деньги используются по целевому назначению: на заготовку кормов, ремонт скотопомещений, зарплату животноводам, другое. И, конечно же, приобретение ветпрепаратов для оздоровления КРС. Все обязательные ветмероприятия в КХ проводятся своевременно, часть препаратов для профилактики особо опасных заболеваний скота, как, скажем, сибирская язва, выделяется государством бесплатно.

При всех возникающих порой трудностях глава КХ руководствуется житейским неписанным правилом: если есть малейшая возможность, то надо двигаться дальше, расширяться. Разводит овец местной породы. Баранину реализует на местном рынке, часть ее расходуется на внутренние нужды.

В КХ «Шоккарагай» на жайлау находится косяк лошадей. Каиркен Касенов — один из активных участников госпрограммы «Кулан». В свое время брал кредит в сумме 10 млн тенге. На эти деньги приобрел конематок, благодаря которым поголовье лошадей разрослось. В этом году поголовье прибавилось на 30 жеребят. Конина, заявил он, пользуется большим спросом на местном рынке. В Кошкарбай за тайками да байталами заезжают покупатели из Астаны, Кокшетау, Атбасара и других населенных пунктов региона.

В прошлом году КХ произвело и реализовало около 20 тонн говядины, конины и баранины. Здесь, на домашней ферме, хозяева производят кумыс, цельное молоко, сметану. Эти продукты ежедневно предлагают кокшетауским покупателям продавцы фирменного магазина «Нурдаулет».

Предприниматель первой волны занимается и растениеводством. Большая часть пашни отведена под сеяные травы — донник и костер. Часть земель засевают овсом, другими культурами. Несмотря на то, что поголовье животных находится всего четыре месяца на стойловом содержании, кормов заготавливают в достатке. В этом году припасут 400 тонн сена, столько же соломы, 300 тонн зернофуража.

Сегодня в КХ заняты постоянной работой 22 аульчанина. Старательно трудятся животноводы Марат Усетаев, Алексей Пожарский, Ербол Еленов, Ильяс Есильбаев, другие.

Иван СУМСКОЙ.

Зерендинский район.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также