Чтобы не стать мишенью

043-4-1Опыт работы
В своей профилактической работе молодые специалисты «Центра анализа и развития межконфессиональных отношений при управлении по делам религий Акмолинской области» сделали главный упор на своих ровесников. Тридцатилетняя исполняющая обязанности директора центра Гульнар Сатыбалдина, окончив Евразийский национальный университет и магистратуру по религиоведению, поработав научным сотрудником Международного центра культур и религий, вернулась на родину, чтобы участвовать лично в противоборстве идей в молодежной сфере. Вместе со своими молодыми соратниками она создает сегодня противовес лжепропаганде, вскрывая ее реальное лицо, и тех, кто за этим стоит. Повышая правовую и религиоведческую грамотность населения, реализуя государственную программу по профилактике религиозного экстремизма и терроризма в Казахстане и, таким образом, укрепляя межнациональное согласие. Рассказывает:

— Нашему центру чуть более двух лет, и если первое время мы больше уделяли внимания лекционным занятиям, то сейчас форма мероприятий меняется, появляются новые- интерактивные, инновационные: тренинги, социальные театры, диалоговые площадки. С каждым годом охват населения растет, если в прошлом году это было 25 тысяч, то за первый квартал нынешнего уже 11 тысяч человек. Если раньше общение шло только с целевой аудиторией, то сейчас это и интернет-пространство, социальные сети, в частности, где мы выполняем проект по профилактике религиозного экстремизма. Созданы четыре социальные группы, проводящие контрпропаганду, агитирующие за укрепление принципов светскости, патриотизма, традиционных ценностей. Посетителей в таких группах было до 42 тысяч в прошлом году, и этот проект продолжается. На живом примере неординарных личностей молодежь учится понимать и знать подлинный смысл духовности. Мы осознаем, что в условиях широких информационных возможностей самому молодому человеку порой трудно сделать верный выбор, понять, что за маской и имиджем того же взбаламутившего его покой «моджахеда» скрывается озабоченный личными интересами обогащения, жаждой власти, а зачастую и психически больной субъект. Мы помогаем распознать это, предоставляя убедительные контраргументы».

Как это осуществляется? По-разному. У центра есть такой интересный проект «Семейное воспитание как фактор профилактики религиозного экстремизма и терроризма». Используя европейский опыт, руководитель консультативно-психологического отдела Юлия Сарсекеева адаптировала британскую программу «Семья против боли и страха» под наши условия, используя в решении проблемы семейные ценности, родственные коммуникации. На телефон доверия центра ведь обращается немало людей с самыми разными внутриличностными конфликтами, непониманием в семье. Был случай, когда звонившая рассказала о брате, который увлекся непонятной верой, после чего из дома стали пропадать деньги и вещи на, так называемые, пожертвования. Как оказалось, парня вовлекли в религиозную организацию «Атажол», запрещенную на территории нашей республики. Специалисты центра поговорили с молодым человеком, показали ему документы, что это за организация, видеоролик о том, к чему участие в ней может привести, к каким психическим расстройствам. И он все понял. Но бывает и так: родители радуются, что их сын далек от дурных компаний, сидит дома за компьютером, но с кем он там и о чем общается — не интересуются. А когда уже он проходит первые этапы вербовки в деструктивной организации, начинают замечать неладное, обращаются с запозданием. Очень тяжело бывает вывести человека из того состояния, в которое он погрузился, всегда это должна быть комплексная работа — и теолога, и психолога, и близких людей.

Коллектив центра хотя и молодой, но профессионально высокий, здесь работают сразу три религиоведа, чего нет ни в одной из областей страны, есть востоковеды, юристы, историки. К любым мероприятиям стараются подходить основательно, накануне проводят анкетирование, чтобы знать в срезе интересы аудитории. Признают: когда молодежь сама участвует в процессе, усвоение идет лучше, происходит не просто разъяснение государственной политики страны, но и воспитание иммунитета к радикальной идеологии. А предупрежден — значит, вооружен. Надо научить людей различать вероучения традиционные от деструкции, проинформировать о том, что эти организации запрещены, что существуют административные и уголовные меры наказания за наличие даже на телефоне материалов с призывами к насилию, содержащими радикальную идеологию. Чтобы охватить как можно большую аудиторию, с прошлого года здесь начали практиковать совместные мероприятия с молодежным ресурсным центром области, вести активные формы и в интернет-пространстве, флешмобы, общие конкурсы. Один из них касается социальной рекламы, он в двух номинациях—социальный плакат и социальные ролики, отражающие собственное творческое видение решения проблем терроризма. Конкурс организован и среди членов информационно-пропагандистских групп по вопросам религии, а все для того, чтобы на местах эти группы активизировались.

— Мотивация одна, — уверена Гульнар, — сплотить население области с активной гражданской позицией для противодействия религиозному экстремизму и терроризму, потому что главная наша задача — межконфессиональное согласие. Важен также правовой фактор, крепкая законодательная база и ее практическое применение, реализация мероприятий на разных уровнях — от уроков религиоведения, работы пропагандистских групп до съездов лидеров мировых и традиционных религий. Но все эти факторы, может, и не подействовали, если бы у нас не было самого главного — человеческого фактора, и люди сами бы не осознавали, что взаимопонимание, согласие им крайне важно для стабильности и развития страны. Есть такой показатель, как уровень поддержки государственной политики, с каждым годом он повышается». Что способствует уходу молодежи в радикальные организации? Когда мы говорим о социальных аспектах, на первый план подчас выходит такое понятие, как правовой нигилизм, что сегодня не освобождает от наказания. Раньше существовало твердое убеждение, что попадают в сети радикальных организаций только малообразованные, неустроенные люди. Сейчас эксперты ставят очень большой вопрос — является пи социально-экономическая причина основной. На первый план все больше выходит мировоззренческий блок. Если человек чувствует непонимание близких, входит в конфликт с окружающими, его очень легко затянуть к себе лжезаботой и вниманием. Недавно вышла книга Татьяны Дронзиной, где она описывает жизненные истории 57 человек, которые как-то были связаны с религиозной организацией ИГИЛ. Первые люди, которые ехали туда, стремились к созданию утопического идеального общества, жизни без невзгод, женщины хотели найти идеального спутника жизни, воспитывать детей в идеальном обществе. Но что стояло за красивой идеей — насилие, убийства, унижения — многие узнали лишь ценой собственной жизни.

— В противовес нужно шире развивать идеи казахстанского патриотизма, светскости, традиции семьи, — считает моя собеседница. — Главное, чтобы стержень был в человеке, чувство патриотизма, семьи, преемственности поколений, все это надо воспитывать. Нам очень легко работать с молодыми, мы говорим с ними, что называется, на одном языке, они сказанное нами не воспринимают как нравоучения, мы показываем видеоролики, которые делает такая же молодежь, и они по-другому воспринимаются (он такой же, как я!), у нас идет диалог… Контрпропагандистские материалы в интернет-пространстве на том же языке, на котором общается молодежь, что легко и быстро усваивается. Расширяем свое влияние на всю область, положительным сдвигом стало открытие с этого года представительств нашего центра в г. Степ-ногорске, Целиноградском и Есильском районах.

Работа должна вестись комплексно: в семье, организациях образования, государством, СМИ и самим человеком тоже. Когда он и в новостях контринформацию против радикальных религиозных течений услышал, и эсэмэска ему пришла, и в интернете увидел убедительный сюжет — когда все вместе, это убеждает. У нас создан пул блогеров, там есть активные ребята, передающие друг другу интересную социальную информацию, которая буквально преображает знакомящихся с ней, дает истинные светлые ориентиры. Очень важно, чтобы человек мог получить помощь и поддержку в решающий момент, не выходил на сомнительные сайты к незнакомым людям, которые ему навязываются сами, а обращался бы на официальные сайты. В стране появился новый интернет-портал «E-islam». Возникновение подобного проекта уже давно назрело: важно, чтобы люди получали религиозные знания именно из надежных и достоверных источников, разъяснялись основы традиционного ислама ханафитского мазхаба. Концепция интернет-портала разработана по поручению Главы государства. Есть также специальная горячая линия по телефону 114 и непосредственно наш телефон доверия -722596, звоните. Можно также с любыми интересующими вас вопросами всегда подойти к нашим священнослужителям, и они дадут квалифицированные разъяснения.

Александра МЯКОТА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также