Все беды от дороговизны логистики

Проблема крупным планом
Кто бы мог подумать, что известное в г. Кокшетау своими делами ТОО «AGRIMER-ASTYK» окажется в списке, взывающих о помощи. Бывший элеватор даже в перестроечный период слыл на хорошем счету, а последний десяток лет лидирует среди родственных производств региона. Здесь четко действует система заготовки хлеба и его отгрузки, хорошо налажена переработка пшеницы и масличных культур. Такому случаю только бы радоваться, скажет читатель. Так-то оно так, но хозяева в последнее время сильно озабочены тем, что происходит на предприятии.

— Если сделать анализ работы прошлого года, — повел разговор руководитель товарищества Николай Казак, — то на общем фоне родственных предприятий региона у нас на начало декабря складывалась нормальная ситуация. Коллективом было принято на хранение около 160 тыс. тонн зерна нового урожая. Все производственные подразделения работали в заданном режиме. А начиная со второй половины последнего месяца все, как говорится, пошло-поехало. Именно с того времени начал «успешно» простаивать мукомольный комплекс. Он — наше детище и гордость. Его возведение вошло в Карту индустриализации области, на создание большого перерабатывающего завода вложены инвестиции в сумме 2,5 млн. долларов США. Мощность — 300 тонн переработки зерна в сутки. По логике вещей израсходованные средства должны давать отдачу.

Николай Аркадьевич, так по какой все-таки причине предприятие несет большие издержки?

—  Подножку нам подставило АО «КазахТемирТранс». С декабря прошлого года ведомство, с которым заключен контракт, подняло тарифы за использование грузовых железнодорожных вагонов, о чем не поставило загодя нас, партнеров, в известность. Получилось так, что при подписании контракта мы не знали расценок, поэтому, получив выделенные деньги от головной фирмы, даже не смогли их заложить на затратную часть. А узнали о тайных «играх» перевозчиков лишь спустя время — после отправки одной тысячи тонн пшеницы в Афганистан. Получив счета за транспортные услуги, ахнули от неожиданности. Использование подвижного состава с грузом со станции Кокшетау до пункта назначения обошлось нам в 2 млн. 168 тыс. тенге, возврат порожняка уже — в 4 млн. 400 тыс. тенге. Днями позже был выставлен счет дополнительно еще на 300 тыс. теге. То есть возврат оказался в два с лишним раза дороже груженых вагонов. В итоге по этой сделке на каждой тонне пшеницы товарищество ушло в минус на десять долларов, убыток составил 11 тыс. долларов. Понятное дело, сейчас работать себе в убыток никто не станет. Такого же мнения придерживаются и другие мукомолы, с кем довелось встречаться и кто оказался в подобной ситуации. По этой причине в декабре мы прекратили переработку зерна.

Наше предприятие посетил аким области Косман Айтмухаметов, которому я в деталях доложил обстановку. Конечно, руководителю региона это не понравилось. Дано поручение руководству облуправления сельского хозяйства, филиала АО «НК «Казахстан темир жолы» — Акмолинское отделение дороги, акиму города изучить данную проблему и внести предложения.

—  Когда намереваетесь, если это возможно, возобновить работу мельничного комплекса?

— Что-то сказать обнадеживающее затрудняюсь. Дело в том, что мы неоднократно обращались к партнерам за разъяснениями, с каких расчетов складываются такие высокие расценки на перевозки, но ответа так и не дождались. А дело ведь страдает, к тому же предприятие заметно теряет традиционные рынки сбыта муки, которые имеем в странах Средней Азии. Там все больше создается мельничных предприятий, работающих на завозном сырье, и месяц за месяцем наш товар становится менее востребованным.

Не паникуем, ищем пути выхода из создавшегося положения. Хотя прекрасно понимаем, что возникшую проблему реализации муки из-за дороговизны логистики на нашем уровне не решить.

Начали оказывать услуги по размолу зерна. Некоторое время работали на давальческом сырье двух предпринимателей. На остатке находится 2 200 тонн муки, которая хранится на складе готовой продукции. Но и они, давальцы, не могут отгрузить муку, потому что с учетом всех расходов себестоимость ее получилась достаточно высокая.

Какие еще перерабатывающие производства действуют на предприятии?

— Работают два завода по переработке семян масличных культур. На первом производим кормовую добавку (полужирную сою), то есть продукт, в котором остается масло. Новый вид товара предлагаем птицеводам для использования в кормовых рационах поголовья. Второй завод производит кормовую добавку — соевый жмых и масло. Первый продукт используется в качестве ингредиента для изготовления комбикормов, масло применяется пищевыми предприятиями, выпускающими маргариновую продукцию.

В первой половине года запустим третий завод, стройготовность которого составляет 80 процентов. Здесь организуем переработку рапса. В запасе уже имеется 12 тыс. тонн сырья.

Кстати, на загрузку трех заводов большой мощности требуется много семян масличных. Определились ли с поставщиками сырья?

— Честно признаться, сои катастрофически не хватает. Ее закупаем в основном в Алматинской и Талдыкорганской областях. В прошлом году в ТОО «Заречное» Есильского района приобрели 200 тонн сои по цене 92 тыс. тенге за одну тонну и столько же в ТОО «КазКусГер» Енбекшильдерского района. Но, судя по всему, в области вообще мало где занимаются производством этой культуры. А зря. По цене одна ее тонна на рынке, считай, в три раза дороже стоимости тонны пшеницы. Выгоды очевидны, да и спрос на семена масличных возрастает. Похвально, что в этом году площади под сою в регионе (по информации облсельхозуправления) увеличатся в четыре раза и составят порядка двух тысяч гектаров. У аграриев области есть возможность обеспечить потребности перерабатывающих предприятий всеми видами сырья.

Как видятся Вам перспективы своего предприятия?

— Отрабатывается идея реализовать инвестпроект по производству комбикормов. Есть кадры, отруби, другие компоненты. Раньше здесь производилось до 900 тыс. тонн таких кормов в год. Внимательно следим за реализацией госпрограммы по развитию животноводства и наращиванию экспортного потенциала мяса говядины. Комбикорма, которые намерены производить, вне сомнения, будут востребованы на внутреннем рынке. Это послужит нашим вкладом в общую копилку добрых дел аграриев региона.

Иван ПЕРЕРВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также