20 лет маслихатам
Имя Амангельды Сыздыкова хорошо известно жителям нашего региона. С этим именем самым тесным образом связана история образования Акмолинского областного маслихата
Сегодня он работает председателем Астанинского городского совета ветеранов. А тогда… Впрочем, послушаем самого Амангельды Хамзиновича.
… Осень 1993 года. Советы народных депутатов Казахстана объявили самороспуск. 10 декабря 1993 года был принят Закон РК «О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан». Три дня спустя председатель Верховного Совета Серикболсын Абдильдин официально объявил о роспуске Верховного Совета.
По новому закону на местах исполнительные органы были представлены главами районных, городских и областных администраций. А представительные органы — маслихатами-собраниями депутатов.
По республике были назначены выборы в областные, районные и городские маслихаты-собрания. Выборы состоялись 7 марта 1994 года. Повсеместно они прошли довольно активно. Стал депутатом Акмолинского областного маслихата и я.
Первая организационная сессия маслихата- собрания депутатов первого созыва — была назначена и проведена 30 марта 1994 года. Эта дата является днем рождения Акмолинского областного маслихата. А 7 марта 1994 года можно назвать днем рождения всех маслихатов республики. Вот такая предыстория.
Скажу откровенно, мы тогда толком не знали, что такое маслихат. Начали дело с ознакомления с Законом. Постепенно стали понимать меру ответственности, что была возложена на нас, депутатов.
Совершенно неожиданно меня на этой сессии избрали секретарем областного маслихата. Так, в самый разгар становления новой представительной власти, я, директор зерносовхоза Шортандинского района, попал в маслихат…
К счастью, у меня был определенный опыт работы в райисполкоме, райкоме партии и хозяйственных органах. При поддержке коллег работа пошла.
С первых дней у нас сложились хорошие взаимоотношения с главой области. В тот период им был Андрей Георгиевич Браун. Как-то само собой наладились деловые отношения и с областными управлениями и ведомствами.
Жизнь показала состоятельность и жизнеспособность нового органа власти. Принципиальное отличие маслихата от советов народных депутатов было в том, что все исполнительные функции были полностью переданы главам районных, городских и областной администраций.
В соответствии со ст. 3 Закона маслихаты — собрания депутатов — в пределах своей компетенции осуществляют деятельность самостоятельно и не связаны отношениями соподчиненности по вертикали. Однако мы, областные депутаты, считали своим долгом помочь районным и городским маслихатам наладить работу, решить имеющиеся проблемы.
А проблем было более чем достаточно. По логике вещей все рабочие помещения, автотранспорт, мебель и оргтехника бывших советов народных депутатов должны быть автоматически переданы на баланс правопреемника — маслихатов-собраний. Однако на деле за полгода отсутствия представительной власти все это было быстро разбазарено и растащено.
Всю весну 1994 года мне пришлось выезжать буквально в каждый район, собирать уволенные и перешедшие на другие работы кадры, растащенные столы и стулья, отвоевывать кабинеты и транспорт.
Затем с нашим участием в районах прошли организационные сессии, были избраны секретари, сформированы рабочие органы. Жизнь постепенно стала налаживаться.
Сейчас, спустя 20 лет, я с большой теплотой и с удовольствием вспоминаю своих соратников — депутатов первого созыва. Как забыть Валентина Гавриловича Корпачева, интеллигентнейшего человека, доктора медицинских наук, ректора медицинского института?
Хорошо помню Амангельды Ахатова, позже он стал депутатом Сената Парламента Республики Казахстан. В числе наиболее активных депутатов были руководитель энергетической службы области Сергей Владимирович Быков, начальник областного управления здравоохранения Сергей Андреевич Овчинников. Благодарен за добросовестную работу депутатам Газизу Кабдулетовичу Капышеву, Валентину Ивановичу Холоду и многим другим. Все они отвечали за определенный круг вопросов, возглавляли постоянные комиссии.
По Конституции, принятой 30 августа 1995 года, в стране был введен двухпалатный Парламент. На маслихаты всех уровней возложена ответственная задача по избранию депутатов Сената. Мы, акмолинцы, с честью выполнили эту миссию.
В тот период от каждой области в Сенат избирались по два депутата, один на два года, другой — на четыре. На четыре года в соответствии с набранными голосами мы избрали Адильбека Рыскельдиновича Джаксыбекова, а на два — Федора Ивановича Добрышина.
В 1997 году акимом области стал Жанибек Салимович Карибжанов. С первых дней работы он начал активно будировать вопросы переименования населенных пунктов, районов, возвращения им исконно казахских названий. Депутатский корпус поддержал начинания нового руководителя.
Именно тогда, в 1997 году, на сессиях районных и областного маслихатов были переименованы Вишневский район в Аршалынский, Краснознаменский — в Егиндыкольский, Балкашинский — в Сандыктауский, Макинский — в Буландынский, Алексеевский — в Аккольский и Державинский был переименован в Жаркаинский.
30 апреля 1997 года состоялась сессия Кокшетауского областного маслихата. На повестку дня был вынесен вопрос о сокращении территориальных единиц. Речь шла о том, чтобы из 16 районов оставить только восемь.
6 апреля 1999 года мы провели сессию областного маслихата. Было принято решение о включении в состав Акмолинской области Кокшетауский, Зерендинский, Щучинский и Енбекшильдерский районы.
8 апреля 1999 года вышел Указ Главы государства о расширении границ Акмолинской области и передислокации областного центра в Кокшетау. Руководству Акмолинской области было предложено принять ряд районов Кокшетауской области, а административный центр области перенести в Кокшетау.
Был составлен план-график переноса областного центра. Первой в Кокшетау выехала часть областной администрации. Последним, 3 июня 1999 года, переехал областной маслихат.
В течение пяти с половиной лет я руководил областным маслихатом. Хотя я сам родом из этого региона, более тридцати лег проработал на различных должностях в Шортандинском районе.
В конце 1999 года мои коллеги, почти 300 депутатов, избрали меня депутатом Сената. В качестве сенатора я вернулся в Астану. Открывалась новая страница жизни. Как сенатор я старался всячески поддерживать область и Кокшетау в принятии необходимых нормативно-правовых актов, выделении бюджетных средств.
Страна торжественно отмечает 20-летие образования маслихатов. Я счастлив, что вместе с товарищами стоял у истоков формирования и становления новой формы народовластия.
Беседу записал Даулет АХМЕТЖАНОВ.
Фото Толегена КОШЕГУЛОВА.