Сказки и быль казахстанской Швейцарии

«Каждое место должно иметь имя собственное, и тогда оно станет твоим». Эти слова словно сказаны о нашем Бурабайском районе. В этих уникальных местах сконцентрировано множество природных красот – леса, горы, озера. Немало здесь и уникальных сакральных памятников, овеянных легендами. Сегодня расскажу читателям о некоторых из них…

Есть в Бурабае гора Болектау.

Высота горы – 137 метров, и если подняться на вершину, можно увидеть потрясающую панораму. Природа удивительным образом создала здесь настоящую обзорную площадку, словно приглашая людей насладиться всей красотой края. С вершины горы открывается вид на озера Боровое и Большое Чебачье, скалу Жумбактас, гору Окжетпес и Голубой залив.

Гора Болектау завершает горный хребет протяженностью 38 км, который начинается у города Щучинска. Хребет имеет форму подковы, внутри которой находится курортная зона. Существует древнее поверье, что причудливые каменные глыбы, окружившие Бурабай, – это зубы дракона. По легенде, давным-давно в Бурабай прилетел огромный дракон, который уничтожал все и всех на своем пути. Жители спрятались в скалах и горах, но дракон догадался об этом и принялся заглядывать в каждую пещеру. В одной из них он нашел большую семью. Обрадовался дракон, но у него на пути встал старший сын и отчаянно защищал родных. Дракон был намного больше и сильнее, он ударил батыра своим хвостом, и юноша из последних сил вонзил меч в горло чудовища. Так и остался дракон сидеть на горе с открытой пастью…

Щучинско-Бурабайскую курортную зону не зря называют сказкой, созданной природой. Как и положено, здесь сбываются желания и происходят чудеса. Именно по-этому люди повязывают ленточки на деревья, загадывая заветные желания. Есть поверье: если, спускаясь с горы, взять с собой камень или веточку и, загадав желание, донести их до конца маршрута и оставить у подножия горы, желание непременно сбудется.

Не только туристов, но и историков, и фольклористов привлекает Большой Иманаевский родник, который находится в глубине леса.

Родник дает начало ручью, протянувшемуся на 8 км. Он берет начало на горе Кокшетау и протекает через гору Бура в узком ущелье между основным хребтом и более низкими западными отрогами. Широкими порогами вода каскадом спускается к озеру, напоминая, особенно весной, небольшой водопад. Вода в этом роднике чистая, и считается лечебной – насыщенная железом, она имеет красноватый оттенок. У этого ручья также есть своя легенда.

Двугорбый, чистый как снег, красавец верблюд Бура жил в степях Кокшетау. Могучим, вещим и бессмертным он был, много веков защищал свой край от врагов. Как только беда, джут или война надвигались на родной край или народу грозило какое-нибудь несчастье, Бура преображался. Птицей взлетал он на вершину Кокше и трубил громко и протяжно. От его рева содрогались горы и леса, замирали степи, травы и цветы, стада в тревоге сбивались в кучу, скулили псы, взлетали с насиженных мест птицы, разбегались звери. Услышав тревожный клич, люди собирались вместе, забивали скот в жертву небу, точили мечи и копья, мастерили луки и стрелы, надевали поверх доспехов белые рубахи, готовясь с честью встретить грянувшую беду…

Однажды надменный хан повстречался верблюду. Хохоча, он запустил ядовитую стрелу, которая угодила в самое сердце вещуна. Бура пытался дотянуться до озера, сделать глоток животворной воды. Ручейки крови вместе со слезами сливались в ручей и стекали в разбуженное горем озеро. Ударом острого кинжала хан остановил жизнь верблюда. Огромной горой застыл Бура. Много времени прошло с тех пор, но ручей с красноватой водой так и течет с горы Бурабай…

Впечатление производит и Акылбайский перевал (Акылбай асуы).

Считается, что отважный юноша по имени Акылбай жил в урочище Бурабай в начале 18 века. Он получил звание батыра за отважные битвы с джунгарами, а затем прославился тем, что провожал через этот перевал торговые караваны. Близ озера Круглое, расположенного рядом с Акылбайским перевалом, находится могила Акылбай батыра. Имя храброго батыра носит и аул, расположенный недалеко от перевала.

На вершине перевала в 70-е годы прошлого столетия было установлено архитектурное сооружение в форме ракушки. А если по лестнице подняться наверх, к ракушке, можно увидеть «каменную реку» – беспорядочное нагромождение огромных валунов диаметром 5-6 метров. С вершины перевала также открывается замечательный вид на горы Кокшетау, Бурабай, Жекебатыр.

К югу от горы Бурабай расположилась гора Жекебатыр, ее часто называют «Спящий рыцарь». Жекебатыр – вторая по высоте гора на возвышенности Кокшетау после горы Синюха (947 метров), высота ее вершины – 826 метров над уровнем моря.

Очертания этой огромной горы и в самом деле напоминают профиль спящего воина в шлеме. По легенде, гора возникла так. В одном из аулов родился и рос джигит необыкновенной природной силы, смелости и отваги. Пока был молод, веселился со сверстниками. А когда возмужал, набрался опыта, стал пристальней всматриваться в окружающее, осмысливать его, то будто пелена упала с глаз. Разглядел он нищету беспросветную, горе народное: аулы то и дело подвергались набегам врагов, многих постигала участь рабов, от прежних стоянок и кочевий не оставалось и следа. Не умели жить мирно между собой и сами казахи, враждовали из-за пастбищ, невест… Опечалился молодой Батыр, махнул на все рукой и решил: уйду из аула, добуду счастье и богатство, а затем одарю ими всех сородичей, может быть, тогда они утихомирятся, перестанут обескровливать себя междоусобицами и распрями, обретут покой и радость… Выковал он себе меч, шлем, кольчугу, обрядился в доспехи, сел на верного коня и отправился на край света за счастьем для своего народа…

Но однажды злые силы преградили путь Батыру. Долго он бился, но не смог преодолеть несметные полчища врагов. От бесконечной борьбы он ослеп, оглох и только тогда наконец-то понял, что, каким бы храбрым и сильным ни был, ходить за счастьем в одиночку нельзя. Вконец обессилел от этих мыслей воин, упал на спину. Так и окаменел Жекебатыр, но и сегодня можно разглядеть его облик: со шлемом на голове, с насупленными бровями, густыми усами, прямым с горбинкой носом и бородой по пояс…

Пещера Кенесары находится на южном берегу озера Боровое (историческое название – Аулиеколь, или Священное озеро).

Расположена пещера в 6 км от санатория «Окжетпес», в середине небольшого скального возвышения. По каменным ступеням легко дойти до входа в пещеру, по форме и размерам напоминающую юрту. С большой площадки перед пещерой хорошо видна панорама озера. Здесь установлена мемориальная доска со стихами Магжана Жумабаева…

Внук Абылай-хана, Кенесары Касымов, именем которого и названа пещера, вырос в семье, игравшей почти столетие руководящую роль в политической жизни казахов Среднего жуза. Кенесары родился в 1802 году в урочище Бурабай. Он с детства учился верховой езде и меткой стрельбе,  страстно любил охоту. Нередко со своей дружиной после удачной охоты на ночлег останавливался у подножья сопки, на которой находилась пещера. Историк Смирнов, характеризуя его в зрелые годы, писал: «Красиво одетый в бархатный бешмет с полковничьими эполетами на плечах, со знаменосцами позади, Кенесары всегда скакал впереди своих воинов»…

Имеют свою историю и трон Абылай-хана и поляна Абылай-хана.

Как известно, именно в Бурабае находилась ставка хана. В честь его 280-летия в 1991 году здесь была установлена монументальная стела. Об Абылае казахский народ сохранил множество легенд, сказаний и поэм. Эти природные крепости Абылай использовал для защиты от врагов. Неприятель нападал обычно только летом, и все летние месяцы ханская орда находилась в лесу, на поляне возле скалы Окжетпес. На вершине пика днем и ночью дежурил наблюдатель, чтобы нападение не застало ставку врасплох. Казахи так и назвали поляну – поляной Абылая. Это очень популярное место среди туристов, посещающих курорт. Выше от стелы, в 120 метрах у подножия горы Кокшетау, есть священное место для казахов – естественный гранитный трон Абылай-хана.

Восхищает и удивляет людей и «Роща танцующих берез», остатки которой еще сохранились на северном берегу озера Боровое.

Березы искривлялись от самой земли… Почернелые, в уродливых наростах, они нелепо изгибали стволы из стороны в сторону, то низко кланяясь, то извиваясь изломанной спиралью, коряво виляя, ползли вверх в небо, точно пьяные сгорбленные змеи, зачарованные навек какою-то дикой музыкой. А наверху распускали зеленые плакучие кроны… Мало кто задавался вопросом, по какой же причине начался этот странный танец? Все дело в сильном ветре, который со свистом гнул молодые деревца, и обильных сугробах, под тяжестью которых деревца изгибались и зимовали, спасаясь от сильных морозов…

В древней легенде говорится: молодежь аулов, расположенных вокруг Бурабая, похоже, была сплошь из любителей искусства. Они собирались на лужайке между лесом и восточной частью Аулиеколя и проводили игры, пели песни, устраивали танцы. Об играх и веселье молодежи узнал хан, и ему захотелось увидеть все это своими глазами. Однако хан не мог выехать туда в сопровождении  многочисленных нукеров, а потому решил пойти туда тайно. Как обычно, молодежь собралась на игры. Хан, переодевшись в простого джигита, в сопровождении одного из нукеров, тоже пришел на игрища и стал одним из многих, кто хотел посмотреть на веселье молодежи. Никто не узнал в скромном джигите всесильного хана. Одни игры сменяли другие, веселье разгорелось вовсю. Пришла очередь показывать искусство танцев. На середину лужайки вышли девушки, как березки, белые в свете полной луны, и устремились в хоровод. Развевающиеся белые платья, колыхающиеся на головах перья филинов, мельканье ног, вихрь кружения слились в прекрасное зрелище. Увлекшись зрелищем, хан, помимо воли, воскликнул: «О, прекрасные феи, будьте счастливы, живите долго!» Заметив хана, кто-то воскликнул: «О, всесильный хан!» Тут же все собравшиеся бросились ниц, девушки засуетились, не зная, где спрятаться. Они замерли в танце, да так и остались стоять, превратившись в молодые березки…

Величественная скала Окжетпес (в переводе на русский язык – «не долетит стрела») высотой не более трехсот метров над уровнем моря – украшение берега озера Борового.

Об этой скале было сложено более шестнадцати легенд и сказаний. При написании своей широко известной поэмы «Кокшетау» Сакен Сейфуллин обращался к этим источникам народного художественного творчества и придал им особый смысл, особое звучание. Великий поэт мастерски точно и талантливо передал суть легенды Окжетпес, и она стала символом любви и верности, женской чести и достоинства. Наиболее известны в народе три легенды. Первая гласит, что Великую степь то и дело сотрясали большие и малые набеги монголов, джунгар, калмыков. Враги разоряли аулы, угоняли скот, убивали мужчин и детей, брали в плен женщин и девушек, уводили их в рабство… Грозный хан Среднего жуза Абылай нередко наказывал обидчиков, давал им понять, что посягательство на Великую степь, на ее народ не может оставаться безнаказанным. Oднажды хан Абылай одержал сокрушительную победу над калмыками и вернулся с большой добычей из похода в родные края. В тени одной из приозерных скал Абылай решил разделить все добытые в сражении трофеи между участниками победного похода. Всем всего досталось сполна. Осталось решить лишь одно: кому отдать плененную юную красавицу-калмычку? Многие из воинов хотели видеть ее своей женой. Затянувшийся спор между воинами, претендующими на руку и сердце красавицы, озадачил хана Абылая. Чтобы ненароком не обидеть кого-либо из своих доблестных воинов и не неволить девушку в выборе, он предложил ей самой определить достойного.

Красавица-калмычка прислушалась к мудрому совету хана Абылая. Но разрешить спор между разгоряченными джигитами решила по-своему. Она взобралась на вершину скалы, у подножия которой расположились воины, укрепила свой белый платок на ее вершине и сказала: «Чья стрела долетит до вершины горы, за того я выйду замуж!..» Долго соревновались джигиты, много стрел выпустили из своих луков, но ни одна из них не долетела до вершины скалы, не говоря уже о том, чтобы коснуться своим острым жалом белого платка… Разгневался хан Абылай и на своих неумелых воинов, и на упрямую калмычку и приказал ей спуститься с вершины каменной скалы… Но пленная красавица не захотела жить в неволе и бросилась с вершины горного утеса в воды Голубого залива. Девичья честь, достоинство, гордость оказались для нее превыше всего. А на месте ее падения на озерной глади Голубого залива появилась скала-загадка Жумбактас.

Вторая легенда говорит о том, что давным-давно жил у озера Борового зажиточный бай. Всего у него было сполна. Но превыше всех своих богатств он ценил свою единственную дочь-красавицу. Любил ее, выполняя каждое ее желание, и, вопреки обычаям и традициям, отказывался выдавать ее замуж, какой бы калым ему за нее не предлагали. Желая только счастья    единственной дочери, он разрешил ей выбрать в мужья того, кто был всего ближе ее душе и сердцу. «Моим мужем будет наш батрак – пастух Касым», – заявила она отцу. «Что ты говоришь? – возмутился бай. – Твоим мужем будет не батрак Касым, а самый сильный, самый смелый, самый ловкий джигит!»

Бай объявил по всем ближним и дальним аулам о своем желании, и в назначенный день у скалы собрались лучшие из лучших. Он сказал им: «Мое условие таково: чья стрела долетит до вершины скалы, за того я выдам свою единственную дочь. Кто не выполнит того, о чем я сказал, тому я отрублю голову». Попытки джигитов оказались напрасными – ни одна стрела не долетела до вершины скалы, многие сложили свои головы у ее подножия… Тогда дочь опять обратилась к отцу: «Отец, разреши выстрелить из лука Касыму». «Ну, раз ему надоело носить голову на плечах, то пусть стреляет», – согласился бай. Касым выстрелил из лука. Но и его стрела не долетела до вершины каменного утеса. Приближенные бая схватили беднягу, скрутили ему руки и уже были готовы отрубить ему голову. Но девушка остановила их, она вновь стала просить отца: «Отец, – сказала она, – голову Касыма ты всегда успеешь отрубить… Помилосердствуй, позволь Касыму выстрелить еще один раз…» Своенравный бай смирил свою гордыню, уступил желанию любимой дочери.

Пока батрак готовил лук и стрелу, девушка забралась на вершину каменного утеса, и чтобы подбодрить своего возлюбленного, запела его любимую песню. Голос у нее был чудесный, как серебряный колокольчик, звенел он, разливаясь над горами, над озерами, над лесами. Это придало сил Касыму, стрела долетела до вершины и упала у ног его любимой. Отпраздновали богатую свадьбу. После свадьбы Касым спросил у жены: «Зачем ты забралась на вершину горы?» «Если бы твоя стрела во второй раз не долетела бы до вершины, то    отец приказал бы отрубить тебе голову, а мне без тебя не жить, я бы бросилась с вершины и разбилась о камни», – ответила она ему…

Третья легенда рассказывает о том, что еще до Жекебатыра или позже него в одном из аулов Кокшетау родился необыкновенный мальчик. Он был крупным ребенком и с каждым днем рос все больше и больше. К десяти годам он настолько вытянулся вверх, что стрела, пущенная с земли, долетала только до его груди. Люди стали называть его Окжетпесом. Насколько он был высок ростом, настолько же был наделен недюжинной силой. Так как ни одна лошадь не могла его выдержать, он приручил слона и стал ездить на нем.

Враги, нередко совершавшие набеги на казахские аулы, терпели сокрушительные поражения от Окжетпеса. Однажды захватчики объединились и напали снова, и число их было несметным. Окжетпес несколько дней подряд громил и уничтожал неприятельских воинов. Наконец они дрогнули и пустились наутек. Говорят, батыры бывают простодушными и доверчивыми. Окжетпес решил, что враг не посмеет вернуться. Он искупался в водах Аулиеколя, вошел в лес у подножия Кокшетау и лег в тени деревьев. Но враг не дремал и напал на беспечного батыра. Безоружный, Окжетпес стал вырывать деревья вокруг и крушить ими врага. Но силы были не равны. Тогда, собрав последние силы, Окжетпес громогласно крикнул: «О, Всевышний! Не дай умереть позорной смертью пленника! Преврати меня в камень!» Чтобы не отдавать врагу своего слона, он поднял его вверх и застыл в камне…

К слову, путешественнику И. Т. Словцову удалось записать еще одно древнее предание о горе Окжетпес: «В давние времена, когда только казахи владели Великой степью, на вершине каменного утеса жил огромный Орел-вещун. Он зорко следил за всем, что происходило в округе. Многим был неугоден этот Орел, он не позволял своенравным и своевольным совершать неблаговидные поступки. Немало было тех, кто пытался подстрелить Орла, но их стрелы не долетали до вершины каменного утеса, где обитала неугодная птица. Находились и те, кто пытался взобраться на вершину утеса, чтобы убить Орла и разорить его гнездо. Но все их многочисленные попытки были тщетны. Спустя годы по степи пронесся слух, что Орел-вещун улетел. Но в памяти народной до сих пор свежо предание о гордой, вольной, вещей птице, которая жила на вершине каменного утеса, до вершины которого не долетит стрела, не всякий путник доберется»…

Красивая легенда связана и со знаменитой скалой Жумбактас, расположенной посреди залива в северной части озера Боровое.

…Говорят, что в старое время жил в степи один очень богатый и сильный бай. У него было много сыновей и только одна дочь – красивая, статная, умная, мастерица на все руки. Отец мечтал выдать ее замуж за хана или бия. Но однажды в их аул приехал красавец-джигит – певец и мастер игры на домбре. Джигит и дочь бая с первого взгляда полюбили друг друга. Но разве бай согласится на их брак? Молодые решили     уехать из аула подальше. Они оседлали двух аргымаков и под покровом темноты сбежали из аула…

Прошло много дней и ночей, пока они успокоились и решили, что им больше ничего не грозит. К тому времени они добрались до окрестностей Бурабая. На берегу озера, среди благоухающей зелени, они поставили свой шалаш… Влюбленные молодые, как пара неразлучных лебедей, проводили здесь счастливые дни своего медового месяца. А в это время братья девушки искали их, не зная отдыха. Отец, взбешенный, что дочь сбежала с бедняком без рода и племени, поставил им условие: убить похитителя и вернуть дочь. Прошло немало дней, и братья нашли молодых. Увидев погоню, молодые бросились к лодке и поплыли в залив, не подозревая о коварстве врага. Но когда подплыли слишком близко к берегу, братья девушки не упустили свой шанс. Серая стрела, пущенная меткой рукой, вонзилась прямо в сердце джигита. Он упал в воду, обагрив ее своей кровью. А девушка, потеряв возлюбленного, попросила Всевышнего превратить ее вместе с лодкой, построенной руками жениха, в камень…

Загадочная скала Жумбактас с одной стороны напоминает лодку, с другой – девушку с развевающимися на ветру волосами. А если проехать еще немного и посмотреть на скалу в другом ракурсе, то увидишь старую сгорбленную старуху…

(Подготовлен по архивным материалам историко-краеведческого музея области и собственных исследований).

Гульбаршин САЛЫК,
публицист, член Союза журналистов Казахстана.

Читайте также