Жизненной философии казахского народа благодарен…

С Сергеем Ериным из города Державинска Жаркаинского района познакомил его друг и земляк, наш подписчик Серик Жакупов.  «Человек интересный, и история его семьи удивительная», – пообещал читатель «Акмолинской правды». И не преувеличил…

На самом деле Сергей Анатольевич, руководитель небольшого крестьянского хозяйства, оказался человеком достаточно скромным: «Пиариться не люблю».  Но судя по всему, его земляки и так хорошо знают и уважают… Впрочем, историю своей семьи он нам все-таки рассказал.

– Семья моего прадеда по линии отца Якова Ерина пришла в наши края с Дона в 1903 году, еще до Октябрьской революции, когда проводилась первая волна столыпинских реформ. Раньше него на шесть лет, в 1897 году, получив вольную, осваивать земли, возделывать посевы, в пойме реки Ишим поселился его брат…

На арбах, запряженных быками, более двух месяцев несколько семей из дальних краев преодолевали тяжелый путь через Петропавловск, Атбасар и остались в селе Баранкуль. Это были первые переселенцы в наши края – семьи Пугачевых, Рыбаковых и наша. А мы, их потомки, до сих пор здесь живем и дружим между собой.

Мне самому стало интересно узнать о своих корнях, и лет 15 назад, в начале 2000-х, я поехал в аул Баранкуль, откуда мы родом, и встретил там друга моего прадеда, 97-летнего аксакала. Он тогда уже практически не видел, но был в здравом уме и памяти. Когда я к нему приехал, он меня рукой по лицу погладил: «Мынау кім бала?» Узнал, что я правнук Якова, хорошо встретил меня… Долго мы с ним беседовали за чашкой чая. И он рассказал мне историю нашей семьи, о которой я сам не знал, и даже бабушка не рассказывала.

Во времена коллективизации, джута и голода в Казахстане в 30-е годы, красноармейцы ходили по домам и изымали скот у местного населения, причем, у всех подряд. Одной семье можно было оставить только одну голову домашнего животного, к примеру, одну овечку или одну лошадку, а ведь семьи тогда были не маленькие…

У моего прадеда Якова было 16 детей. Вместе с его другом тогда они значились старостами села: как примут решение оба старейшины – кого женить, кого крестить, так и делали сельчане.

«А твой прадед был немного грамотным и придумал хитрый план: пошел в сельсовет, где хранились амбарные книги, в которые записывали все события.  Записал в документы всех своих детей и распределил скот между их семьями. Одну корову на сына записал, овечку на дочку и так далее, то есть распределил все поровну на каждую семью. На тот момент он развел много скота, зажиточно жил. Он и нас научил сажать и выращивать картошку, ловить рыбу», – неспешно рассказывал аға. – Когда пришли комиссары, то увидели: эта лошадь принадлежит этой семье, а барашек другой…

Были представители власти в основном малограмотные… Повел их Яков в сельсовет, открыл амбарную книгу и показал, а они читать-то толком не умели. Постояли, подумали, плечами пожали и практически ничего из скота не отобрали. Грамотно расписал Яков свое имущество, а у нас почти все позабирали… И когда голод начался, скот Якова спас всех от гибели: молоко доили, мясо было, благодаря ему вся деревня выжила. Несколько родов – казахи, русские, казаки – жили как одна семья: делились последним куском. Мы все пережили вместе: и революцию, и голод, и войну, поэтому и выжили…»

От почтенного аксакала Сергей Анатольевич также узнал, что прадед Яков самым первым поставил мельницу с каменными жерновами. «Быки ходили по кругу, крутили жернова, которые мололи муку… Во время продразверстки власти забрали из амбаров практически весь хлебный урожай. Кто что успел попрятать по подвалам, то и осталось. Жители аула ходили, собирали семена трав, просо, добавляли зернышки пшеничные, получалась зеленоватая мука. Из нее пекли лепешки, оладушки, добавив немного бараньего жира… Так, благодаря мельнице и хлебу, мы никого в голод не потеряли, все выжили в нашем ауле», – вспоминал старейшина…

– Я сам вырос в этом ауле, – продолжает Сергей Анатольевич. – Помню себя лет с пяти, каждый год ездили туда летом на каникулы, а родители тогда работали уже в районе. Я запомнил, что баранкульцы жили дружно, как одна семья. Прадед мой, прабабушка, отец, мать свободно разговаривали по-казахски, все обычаи знали и традиции соблюдали. Да я и сам в детстве хорошо разговаривал на казахском, даже по-русски хуже говорил…

Я ни на минуту не пожалел, что здесь родился и вырос, отсюда пошел наш род. Все традиции мы принимаем и чтим до сих пор. Я благодарен мудрой жизненной философии казахского народа, заключающейся в том, что надо дружно жить, в единстве и согласии. Это очень важно: мир, любовь к ближнему, уважение надо ценить нам всем, особенно будущим поколениям.

В 90-е годы, когда у нас здесь был полный развал, у меня появилась возможность уехать в Москву, получить жилье, хорошую должность и жить комфортно…  Через три недели, покатавшись по столице России, я понял: тянет меня назад, домой, в Казахстан. И сказал тогда друзьям: вариант переезда больше не рассматриваю. Ни грамма не пожалел. Здесь родились трое моих детей и внуки.

Почти все мои друзья – казахи. Да мы и не обращаем внимание на национальность, даже не «напрягаемся», кто мы… Дружим только исходя из личных качеств. У нас есть свой клуб по интересам: русские, казахи, казаки донские, украинцы, чеченцы – все вместе общаемся. Праздники православные и мусульманские, мероприятия традиционные отмечаем вместе. Все-таки здесь наша земля, наша единственная Родина…

Жаркаинский район.

Читайте также