«Противоречие – двигатель прогресса». Еще недавно эту аксиому цитировали часто. В основном те, кто в студенческие годы сдавал экзамены по историческому и диалектическому материализму. Были такие обязательные предметы. И не только на гуманитарных факультетах.
Вспомнила об этом, когда готовилась к интервью с заслуженным деятелем РК, доктором экономических наук, ректором университета «Туран», президентом Ассоциации высших учебных заведений РК Рахманом Алшановым. Тема его докторской диссертации: «Теория экономических противоречий: эволюция и проблемы развития».
– Рахман Алшанович, разрешение какого противоречия является условием развития, совершенствования казахстанской системы высшего образования?
– Несоответствие получаемых студентами знаний потребностям экономического и социального развития страны. Но я хочу подчеркнуть: это противоречие присуще любой стране и в любое время. Потому что жизнь не стоит на месте. Ситуация, люди… изменяются очень быстро. «Завтра рождается сегодня» – это не фигура речи. Реальность. Разрешаясь, противоречие порождает новое. Так и должно быть. Иначе – застой, стагнация.
Сегодня студент должен стать полноправным участником образовательного процесса. Уже на первом курсе выбирать траекторию обучения, при которой он получит те знания, которые понадобятся ему завтра. Вернее, не получит, а приобретет. Прилагая для этого усилия, проявляя инициативу, используя право выбора дисциплин.
Для этого он должен знать, понимать, что будет завтра. Какие умения будут востребованы там, где он собирается жить и работать. Лучше – в своем регионе. На родной земле самореализоваться, достичь чего-то гораздо легче. Уже в студенческие годы надо искать место, где будешь работать. Будущий инженер должен больше времени проводить на перспективном предприятии, будущий педагог – стараться проявить себя в школе. И не только во время обязательной практики. О будущих врачах – вообще говорить не приходится.
Нет такого предприятия, на котором хотел бы работать, – создай его. Не стоит мечтать о строительстве самолетов. Надо искать ниши. Их немало. Акмолинская область в числе лидеров по производству зерна, продукции животноводства. При этом в прошлом году в страну завезено хлебобулочных изделий на 220 млн долларов! Мы что, круасаны не можем сами производить? Или чем-то равноценным и востребованным их заменить? Не надо гигантских комбинатов. Это можно делать в небольших пекарнях.
Понятно, что у студента нет начального капитала. Но сделать обоснованные расчеты, просчитать рынок сбыта, логистику будущие экономисты могут. Сделать проект, обратиться к предпринимателю. Если проект стоящий – партнера найдет.
Одни ниши заполняются – открываются другие. Из-за нынешней ситуации в мире стоматологи стали испытывать дефицит цемента, бора. У нас есть спрос и сырье. Сейчас счет пошел на дни: кто быстрее свяжется с обладателем патента, предложит свой план производства этих несложных компонентов.
Еще раз: учиться этому нужно уже на студенческой скамье. Когда есть к кому обратиться за консультацией. Есть кому проверить твой бизнес-план, помочь выбрать нужную траекторию развития.
Образование должно быть практикоориентированным, прикладным, гибким и непрерывным. Переучиваться, овладевать новым придется не раз. Чем быстрее будешь реагировать на потребности рынка, тем больших успехов добьешься. Это сложно. Но только так можно разрешить противоречие между спросом на специалистов, обладающих определенными навыками, знаниями, и тем, что могут предложить наши выпускники.
– Прошу прощения. Но Вы сами, как и многие люди нашего поколения, получили классическое, фундаментальное образование на отделении политэкономии в КазГУ. Логика, философия, Всемирная история… Второго-третьего диплома не получали… Но мгновенно увидели открывшуюся нишу, в 1992 году создали первый в стране частный университет «Туран». Успешно им руководите более 30 лет. Когда читаешь Вашу книгу «Тайны двадцати тысячелетий: поиски и открытия», то видишь, что автор владеет глубочайшими знаниями в самых разных сферах.
Отсюда вопрос: вся ли система образования должна носить прикладной характер?
– Очевидно, нужна специализация университетов. Да и в любом случае, студенты должны приобретать целостное видение происходящего, умение прогнозировать. Мозаичное мышление опасно, бесперспективно.
Я более 20 лет возглавляю Ассоциацию вузов Казахстана и не смог добиться ответа на вопрос, по какому принципу определяется количество государственных грантов по специальностям. «Нужны технологи». У нас что, уже начато строительство предприятий, где они смогут устроиться? За несколько лет, пока студент учится, их не построить. Куда идти выпускникам?
Это как раз – пример опасности мозаичного мышления.
В большинстве вузов акцент надо делать именно на прикладном характере образования. Еще недавно региональные вузы считались провинциальными. Сейчас ситуация изменилась кардинально. Возможности приобщения к современному образованию – огромные. В частности, в КУ им Ш. Уалиханова лаборатории, оснащение, преподавательский состав… Все условия для того, чтобы заниматься научной деятельностью.
Еще раз: не надо пытаться совершить переворот в науке. Взять реальную проблему региона, реального предприятия… И работать над ней. Для этого надо руководителя предприятия заинтересовать, доказать ему, что производительность вырастет, себестоимость продукции снизится. Тогда он станет помогать, достойное рабочее место для выпускников приготовит.
– Официальная статистика свидетельствует о том, что 70% выпускников вузов не работают по полученной специальности. В том числе и те, кто обучался по государственным грантам. Недавно мы читали о том, что «вузы Узбекистана с большим количеством безработных выпускников будут признаваться учреждениями, дающими некачественное образование. Встанет вопрос об их закрытии».
Не только у нас, но и во многих иных странах говорят об «избыточном образовании». Ваше отношение к этой проблеме?
– Проблема очень серьезная. Вспомните, кто инициировал так называемую «арабскую весну». Выпускники университетов, многие из них за рубежом учились. Образование получили, найти достойную работу на родине, реализовать свои амбиции и планы не смогли.
Что касается Узбекистана… Очень сложно. Население страны стремительно растет и молодеет. Без экспорта рабочей силы не обойтись. Столько рабочих мест в маленькой стране не создать. Пересылаемые из-за рубежа деньги – существенное подспорье для экономического развития. Так, возможно, пусть на заработки уезжают квалифицированные специалисты? Тем более, что университеты играют огромную социализирующую роль.
Нам надо внимательно следить за ситуацией в мире, в близлежащих странах. В Казахстане сейчас высокая рождаемость, мигрантов в нашей стране немало… Чтобы предотвратить подобные проблемы, надо работать уже сегодня.
У нас проблема избыточного образования может решиться только с изменением системы ценностей. Понятие престижа и диплом прочно ассоциируются. Все хотят получить высшее образование. Зачем? Причем сразу после окончания школы. Все в «нефтянку» ринулись. А ведь число скважин не растет, нефтеперерабатывающие заводы не строятся.
Алгоритм – получи рабочую специальность, поработай, потом решай – пока не работает. И это тревожно. В Астане не хватает почти 400 водителей автобусов. Зарплата – от 300 000 тенге. В каком офисе молодой специалист столько заработает? В той же Германии желающих учиться в университете немного. Человек стоит за конвейером, получает достойную заработную плату, живет спокойно.
Понимаю, что многие скажут: «Сам частный вуз создал, а теперь…» Но все-таки хочу сказать: высшее образование у нас стало слишком доступным. Потому что «спрос рождает предложение». Причем, часто спрос на диплом, а не на качественное образование. Знаю, что в некоторых регионах страны есть вузы, где размер оплаты в разы меньше, чем в приличном колледже.
Это при том, что иногда государственные гранты остаются невостребованными, или их получают абитуриенты, едва минимальный порог баллов перешагнувшие.
Приходит ко мне многодетная мама: «Вы должны бесплатно учить моего ребенка». Почему? Я сам школу в ауле закончил, прежде чем в университет поступить, работал несколько лет.
Так что вопрос избыточного образования очень непростой. Урегулировать его может только баланс между спросом на профессионалов, людей знающих, умеющих, готовых к освоению нового, и предложением – наличием специалистов с такими качествами.