Как чиновники в командировки… не ездили

Информация о том, что осуждены руководитель областного департамента по обеспечению качества в сфере образования и его заместитель без преувеличения, вызвала широкий общественный резонанс.

Сообщениями о том, что в госорганах выявлены факты коррупции, нас, увы, не удивить. Появляются они нередко. Но этот случай действительно особый.

– Как руководители департамента, созданного для того, чтобы обеспечивать качество сферы образования, могли пойти на преступление? – ответ на этот вопрос пытались найти участники совместного заседания комиссии партийного контроля и общественного совета по развитию государственного управления и противодействия коррупции при областном филиале партии «AMANAT».

Из информации нового руководителя управления Орала Каппасова можно сделать вывод о том, что «личностный фактор», конечно, свою роль сыграл. Но в департаменте (вероятно, не только в этом) до недавнего времени были условия, при которых «мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием», «присвоение или растрата вверенного чужого имущества» (именно за такие деяния осуждены бывшие руководители департамента) было возможным и долгое время ненаказуемым.

Надо отметить, что проверку прокуратуры инициировали активисты филиала РОО «Әділдік жолы».

– В период проведения ЕНТ мы обратили внимание на то, что ни на одном из пунктов тестирования представителей этого департамента не было, – объяснял руководитель филиала Алмат Исмагулов. – Хотя, очевидно, что это нонсенс. Обратились в прокуратуру.

В ходе проверки «установлено, что руководитель по фиктивным документам получал денежные средства, выделенные на командировочные расходы». О том, какая сумма была похищена, можно судить по приговору суда: «Ему назначено наказание в виде штрафа в десятикратном размере похищенного имущества, что составляет 21 033 110 тенге с пожизненным лишением права занимать должности на государственной службе».

Надеемся, что соответствующие выводы сделаны и в Комитете по обеспечению качества в сфере образования Министерства просвещения РК. Ведь в ходе разбирательства, последовавшего после возбуждения уголовного дела, стало очевидным, что «отсутствовал ведомственный контроль со стороны руководства и ответственных лиц (кураторов) комитета. Более того «не было взаимодействия между комитетом и департаментом по вопросам служебной, трудовой и исполнительской дисциплины, расходования бюджетных средств, соблюдения антикоррупционного и иного законодательства РК». «Отсутствовали служебные письма на выезд и отчеты о проделанной работе по служебным командировкам».

И все это при том, что сегодня все ведомства регулярно отчитываются о проведенном внутреннем анализе и устранении коррупционных рисков. Как такие отчеты принимаются? Кто проверяет эффективность проведенной работы? Если она вообще проводится. Это уже вопросы к антикоррупционному ведомству.

Орал Кабиевич проинформировал о принятых мерах. Но они вызывают вопросы. Уж очень общий характер они носят. «…Утвержден комплексный план мероприятий по совершенствованию деятельности департамента на 2023-2025 годы, включающий в себя организацию правового всеобуча с сотрудниками по антикоррупционному законодательству…» Разве знание антикоррупционного законодательства не является непременным условием поступления на госслужбу?

«Рассмотрен вопрос соблюдения Правил о служебных командировках и возмещения расходов на служебные командировки, проведено обучение по вопросам планирования бюджета, проведения государственных закупок и ведения бухгалтерского учета».

«Усилен контроль за работой сотрудников департамента с целью соблюдения трудовой и исполнительской дисциплины, недопущения коррупционных правонарушений».

А следующая мера, вероятно, предпринята по принципу «обжегшись на молоке…» «рассмотрен вопрос эффективности выездов в служебные командировки сотрудников департамента (при наличии возможности истребовать путем запроса необходимую информацию и фото-, видеоматериалы или через национальную образовательную базу НОБД и другие электронные системы)».

Сейчас лицензирование учреждений образования проходит «бесконтактно» через портал eGov.kz. Вероятно, это эффективная антикоррупционная мера. Но есть еще и обращения работников образования, родителей… Часто возникает необходимость сличить присланные фото-, видеоматериалы с оригиналом.

Выезды на места важны и нужны. Но нужно, чтобы   соблюдался «строгий алгоритм контроля за достоверностью предоставленных отчетов по служебным командировкам, в том числе по авансовым отчетам».

Не может не тревожить и тот факт, что ответа на вопрос: «Какие коррупционные риски выявлены в департаменте?», участники заседания так и не получили. И вряд ли потому, что их уже нет.

Читайте также