Выбор должен быть осознанным

В общеобразовательной школе № 4 г. Кокшетау прошел семинар по профориентации для педагогов-психологов. Участников ждала насыщенная программа, синтез теории и практики, преследующий актуальную цель: помочь каждому ребенку осознанно выбрать профессию по душе.

«Сформировать методический ресурс для профессионального самоопределения учащихся», – так звучит на профессиональном языке проблема, пути решения которой сообща обсуждали около 30 специалистов. Как помочь подростку выбрать правильный путь в жизни? В каком возрасте нужно начинать работу по     профориентации? Кто больше влияет на выбор профессии: родители, школа или социальное окружение? Эти и другие вопросы одинаково волнуют педагогов-психологов из разных организаций образования областного центра.

От теории…

Приветствуя собравшихся, директор школы № 4 Мадина Хасенова более подробно остановилась на особенностях профориентации при работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности:

– Главное – это помочь ученикам сделать осознанный выбор будущей профессии. В школе обучаются 88 детей с диагнозом «задержка психического развития», 16 детей с аутизмом. Есть два кабинета инклюзии, с ребятами занимаются психологи, логопед, дефектолог. Работают программа поддержки детей и родителей, проект «Каждый ребенок – достояние школы». Поэтому мы рассматриваем все возможные методические ресурсы для формирования у детей осознанного выбора профессии. Сейчас идет трансформация школы. Лозунг «Один диплом на всю жизнь» больше не актуален. Нужно овладеть разными навыками, чтобы найти свое место в быстро меняющемся мире.

Но не только школьных учителей беспокоит выбор современных и нужных в современном обществе профессий. Профориентолог Высшего технического колледжа г. Кокшетау Бауржан Ибраев рассказал, что сотрудничество колледжа с представителями школ Акмолинской и Северо-Казахстанской областей начинается с первых дней учебного года, проводятся дни открытых дверей. «Наша задача – рассказать о мире технических специальностей, профориентация – серьезный вопрос. Лишь единицы студентов приходят в колледж, сознательно выбрав профессию. Как показывает будущее, именно они добиваются лучших результатов в обучении и не испытывают трудностей с трудоустройством», – отметил Бауржан Каиркенович.

Педагог-психолог ОШ № 4 Ирина Терентьева отметила, что в правилах деятельности психологической службы в организациях среднего образования четко определены   должностные обязанности, в число которых входит оказание помощи обучающемуся и воспитаннику в самоопределении и личностной идентичности, профильной ориентации, содействие развитию способности целеполагания и принятия самостоятельных решений, формированию устойчивого мировоззрения. Но еще важнее помочь сформировать осознанный выбор профессиональной образовательной траектории. Для этого у профориентаторов, которыми зачастую выступают школьные психологи, есть большой арсенал действенных приемов.

…К практике…

О востребованных профессиях сегодняшнего и завтрашнего дня, а также о возможностях работы с подростками и их семьями по определению профиля обучения и выбора профессии рассказала профориентолог, руководитель школы лидерства подростков «Founderschool» Динара Ильясова:

– Когда родители подростка ждут, что по результатам диагностики психолог однозначно скажет им будущую профессию ребенка, я вынуждена их разочаровать. Мы можем только подсказать направление интересов его и склонностей. По данным исследований, для подростков на третьем месте среди страхов стоит страх будущего. Они чувствуют огромное давление, когда мы говорим: «Это пригодится тебе в будущем…», «Ты должен делать это для обеспеченного будущего…» А для детей будущее – это не далее, чем завтра…

По словам спикера, проводить профориентацию в старших классах безнадежно поздно. Начинать работу надо в раннем возрасте, когда формируются интересы и склонности ребенка. «Идеальный выбор профессии рождается на стыке «могу», «хочу», и «надо». Чтобы мы могли помочь, нужна каждая крупица опыта, которая поможет психологу выбрать верную стратегию», – акцентировала внимание участников Динара Сериковна.

Калейдоскоп профессиональных находок представили педагоги-психологи Казгожина Кундыз (IT-лицей имени аль-Фараби), Нурланар Кагарманова (ОШ № 10), Сайран Бейсембаева (ОШ № 19). Они показали приемы, которыми успешно пользуются на практике. Ирина Терентьева провела с участниками семинара практическую работу, используя опросники на определение уровня внимания, снятия эмоционального напряжения и выбора по характеристикам работы.

Большой интерес гостей вызвал метод профессиональных проб, который продемонстрировали педагоги-психологи ОШ № 4. Ученики девятых классов под их руководством обыграли ситуации в суде и приемном покое больницы, примерив на себя разные профессии. В результате кто-то укрепился в роли судьи, а кто-то сразу отказался от профессии врача.

– Эта методика позволяет школьникам «примерить» на себя ту или иную профессию. Не просто посмотреть со стороны, но и попробовать себя в непривычной роли, – поделилась опытом психолог Орынбасар Салыковна.

«Было сложно», «я и не представляла, что это так тяжело», «мне понравилось ощущать себя в этой профессии», «никогда не думал, что смогу, а теперь буду рассматривать и эту профессию тоже», – такие отклики оставили девятиклассники, многие из которых совсем скоро станут студентами. Хочется верить, что после таких занятий ребята сделают выбор осознанно.

…И только на результат!

Педагог-психолог IT-лицея им. аль-Фараби Кундыз Казгожина отметила высокий уровень семинара и его практическую направленность. «Сегодня не было общеизвестной теории – так называемой «воды». Только приемы и методы, которые мы сможем применять в своей работе, чтобы облегчить выбор профессии для наших учеников», – подчеркнула Кундыз Нурхановна.

«Было показано очень много интересных техник. Пополнила инструментарий не только как профориентатор, но и как психолог. Спасибо коллегам за очень продуктивную и полезную встречу», – поделилась психолог школы-гимназии № 11 Галия Саликова.

Преподаватель Гуманитарного лицея Екатерина Пугачева отметила профессионализм модератора и спикеров, актуальность выбранных тем и большой спектр практических приемов.

– И это очень важный результат, хотя и не окончательный, будем пробовать еще и еще. Впереди много работы, в которой мы будем применять все, что было представлено: и игры на развитие представлений о профессии, и характеристики работы, и профессиональные пробы, и многое другое, что будет актуальным для интересов и потребностей детей, – резюмировала работу семинара Ирина Терентьева.

Читайте также