Домофон? Только на выгодных условиях

Несмотря на то что домофоны в наших домах появились уже давно, вокруг них и сегодня много вопросов. Связано это с различным толкованием одних и тех же нормативных правовых актов.

Например, кто решает вопрос приобретения, установки и обслуживания домофона? Должна ли организация, которая установила домофон, обслуживать его в дальнейшем? Какую гарантию на оборудование дают домофонные компании и т. д. В этой статье постараемся дать ответы на все волнующие вас вопросы.

В настоящее время на рынке услуг можно встретить десятки предложений по установке домофонов. Казалось бы, что может быть проще: услугодатель приобрел и установил домофон, то есть оказал услугу, а потом собирает ежемесячную плату за техническое обслуживание домофона. В действительности же у потребителя возникают вопросы и проблемы. Во избежание конфликтных и спорных ситуаций принимать решение об установке домофона необходимо на общем собрании собственников помещений (квартир) или путем проведения письменного опроса с соблюдением норм действующего жилищного законодательства Республики Казахстан.

Домофонное оборудование в составе единой системы автоматического устройства входной двери, размещенное в местах общего пользования жилого дома, входит в состав общего имущества этого дома. И потом домофон используется жильцами для контроля доступа в подъезд дома, соответственно вопросы его приобретения, установки, содержания и обслуживания являются предметом коллективного обсуждения среди жильцов.

Давайте обратимся к законодательству. Согласно п. 23 Правил содержания общего имущества объекта кондоминиума (Правила) содержание общего имущества объекта кондоминиума включает в себя отдельно установку и техническое обслуживание домофонного оборудования.

В соответствии со статьей 42-1 Закона «О жилищных отношениях» (далее – Закон) собственники квартир, нежилых помещений на собрании рассматривают вопросы и принимают решения, связанные с содержанием общего имущества объекта кондоминиума.

Собрание созывается по инициативе совета дома, доверенного лица простого товарищества, по требованию ревизионной комиссии, по требованию не менее 10% собственников квартир, нежилых помещений либо по инициативе жилищной инспекции. Таким образом, в случае необходимости собственники квартир могут на собрании инициировать вопрос, например, перехода от абонентской к разовой оплате в случае поломки домофонного оборудования. Кроме того, согласно п. 22 Правил, председатель объединения собственников имущества или доверенное лицо простого товарищества, либо управляющий многоквартирным жилым домом, либо управляющая компания ежегодно выносят вопросы о перезаключении договора с действующим субъектом сервисной деятельности или выборе нового субъекта сервисной деятельности на собрание путем электронного голосования через объект информатизации ЖКХ или в бумажном виде. Практика показывает: несмотря на то что приобретение услуг по установке и техническому обслуживанию домофона относится к решениям, принимаемым всеми жильцами, договоры заключаются индивидуально с каждым. Тогда как, согласно пункту 23 Правил, услуги по установке и техническому обслуживанию домофонного оборудования разделены.

Более того, в соответствии с п. 24 Правил, на каждый вид услуг по содержанию общего имущества объекта кондоминиума заключается отдельный договор с субъектами сервисной деятельности. При этом срок договора составляет не более одного года (п. 22 Правил).

Соблюдение Закона и данных положений Правил относится к компетенции жилищной инспекции, которая выносит обязательные для исполнения предписания (представления) по устранению нарушений и составлению протоколов об административных правонарушениях (пп. 5 п.1 статьи 41-2 Закона).

При заключении договора с домофонновой компанией следует внимательно читать документы, изучать условия. Бывают случаи, когда вместе с установкой оборудования потребителям навязывают и его обслуживание. На самом деле потребитель имеет полное право выбрать для тех-обслуживания любую фирму на свое усмотрение, как с ежемесячной абонент-ской платой, так и нанять специалиста для ремонта в разовом порядке.

Более того, фирма, которая установила домофон, обязана предоставить бесплатное гарантийное обслуживание. Срок гарантии определяется заводом-изготовителем оборудования. Вы можете не заключать договор на техобслуживание, пока не закончится гарантия.

Таким образом, для того чтобы пользование домофоном было комфортным, при его установке рекомендуем собственникам квартир внимательнее изучать договор и заключать его только на выгодных для себя условиях.

Светлана ЗАНЕГИНА,
руководитель департамента
по защите прав потребителей Акмолинской области.

Читайте также