Из Кокшетау — на запад

 Экспедиция «Абылай ханның қара жолы» для ее участников — историков, краеведов, исследователей — стала большим событием. Стартовав из Кокшетау в Западный Казахстан, а затем в российский Оренбург и обратно, ее участники поставили своей целью не только провести исследования, связанные с личностью одного из наиболее авторитетных государственных и политических деятелей XVIII века хана Абылая, но и популяризацию национального достояния народа, укрепление исторического сознания. 

Экспедиция состоялась при поддержке акима Акмолинской области Ермека Маржикпаева и общественного фонда «Бабалар рухына тағзым». Руководитель и автор идеи — общественный деятель, известный краевед, академик Мурат кажы Ыдырысулы. Научным руководителем выступил заведующий отделом Института истории государства РК из г. Нур-Султана, кандидат педагогических наук Жабай Калиев. Автор этих строк стала научным консультантом экспедиции.

День первый

В Кокшетау, на площади Абылай хана выстроились автомобили экспедиции, украшенные Государственным Флагом Казахстана,  логотипами, портретами хана Младшего жуза  Абулхаира, последнего казахского хана Кенесары, с чьим именем связана одна из крупнейших в ХІХ веке антиколониальных войн, а также лидера первой казахской политической партии «Алаш» Ахмета Байтурсынова, 150-летие которого отмечается в этом году под эгидой ЮНЕСКО, и знаменитых женщин из Западного Казахстана – Маншук Маметовой и Хиуас Доспановой, вековой юбилей которых прошел в этом году. Четвертая по счету историко-познавательная экспедиция посвящена теме «Ұлық Ұлыс хандары жолымен»…

Ближе к 10 часам мы выехали в западном направлении…

Кокшетау это город, который «обнимают сопки», так писал когда-то ученый Григорий Потанин, гостивший в 1895 году в доме отца своего друга Шокана Уалиханова Шынгыса, внука хана Абылая.

Недалеко от аула Айдарлы Зерендинского района останавливаемся у памятника Дуйсен би, чтобы отдать дань памяти известному  в крае беркутчи. Через пятнадцать минут подъезжаем к Зеренде, фотографируемся у памятника Балкадише Ыбырайкызы. Ее имя стало легендой благодаря творчеству выдающегося казахского акына-импровизатора Акана серэ. Балкадиша родилась в 1883 году в ауле Серке Тарагайской волости Кокшетауского уезда, ныне это Зерендинский район, происходила из рода Аргын-Карауыл.

Известный краевед Кабыкен Конкаев в своей книге «Қайранкөл» приводит следующую легенду: во время гастролей по кокшетауским землям Акан Корамсаулы с молодыми артистами останавливается в ауле Серке, где по традиции казахского гостеприимства им дается конагасы. Выражая почтение знаменитому серэ, Балкадиша со своими женге Умсындык и Дильдой приходит и присаживается рядом с ним. В завершение праздничного тоя Акан серэ берет в руки домбыру, и из его уст звучат первые строки только что родившегося творения: «Қызы едің Ыбекемнің Балқадиша, Ішінде тама қыздың хан Қадиша. Сексен қыз серуенге шықсадағы,  Ішінде шолпан жұлдыз сен Қадиша».

На русском языке это может звучать примерно так: «Дочь Ыбыкена – Балкадиша, Ты, царица среди дев, Балкадиша. Среди  сотни же красавиц тыНебесная звезда Кадиша». Этот мой перевод смысловой, условный, так как невозможно передать всю красоту звучания слов и мелодии в оригинале.

«Сексен қыз серуенге шықсадағы», здесь Акан серэ образно сравнивает девушек с красивыми озерами Кокшетау, которых на самом деле не восемьдесят, а гораздо больше. Одно из них, вот это – Зерендинское. Реальная героиня, как и тысячи других женщин, впоследствии, создав семью, воспитав детей, счастливо прожила в браке много лет. Но образ ее, ставший символом женской красоты и вершиной творчества Акана серэ, остался в истории народа на века. Шедевр музыкального искусства – песня «Балқадиша» звучит сегодня и на мировых сценах. Кстати, звучала она и во время экспедиции «Абылай ханның қара жолы» в исполнении кокшетауского певца Даулета Мухтархана.

Продолжаем свой путь. Здесь, в Зерендинском районе, археологические экспедиции проводились еще в начале ХХ века, проводятся и сейчас. Найденные здесь артефакты из эпохи Сакской цивилизации датируются, в основном, ранним железным веком, многие представлены в экспозиции областного музея.

Экспедиция проезжает через Сандыктау, движемся в юго-западном направлении. Открывается вид на реку Жабай и красивый пейзаж, характерный для Кокшетауского региона.

Если же говорить о происхождении гидронима Жабай, то в историологии существует следующая легенда: «В ХІХ веке на берегу реки, недалеко от Атбасара, находился этнородовой аул «Жабай қыстауы». На протяжении многих лет здесь находились зимние пастбища и аул одного из предводителей рода по имени Жабай, который  отличался благожелательным отношением к людям. Со временем, в память о нем, река получила название «Жабай».

Из истории также известно, что в XVIII веке, в эпоху хана Абылая, река именовалась Атбасаром, что подтверждается архивными документами. Кстати, по мнению одного из членов нашей экспедиции, ученого Жабая Калиева, имя которого совпадает с гидронимом реки, в казахской этноструктуре существовал и род Жабай…

Около полудня перед нами открывается характерный ландшафт с бескрайней степью. Справа вдали виднеется небольшой город. При въезде в город нас встретили заведующая Атбасарским историко-краеведческим музеем Анар Ильясова, потомок Кикбай батыра – аксакал Каз Бакей, депутат Атбасарского районного маслихата, бизнесмен Руслан Зарахов, оказавшие содействие экспедиции  «Абылай ханның қара жолы»… В Атбасаре мы посетили музей Ильяса Есенберлина. Заведующая музеем Улболсын Камбатырова ознакомила нас с экспозицией, провела тематическую экскурсию.

Выдающийся писатель Ильяс Есенберлин родился в 1915 году в Атбасаре, здесь же окончил казахскую школу, затем в Алматы – Казахский горно-металлургический институт. Ветеран Второй мировой войны. В послевоенные годы работал в партийной системе, затем директором Казахской государственной филармонии. Занимал  различные должности в Министерстве геологии Республики, в Казгослитиздате, на киностудии «Қазақфильм». В 1967-1971 годах Ильяс Есенберлин являлся директором издательства «Жазушы», и несколько лет — секретарем правления Союза писателей Казахстана. Награжден орденами и медалями. Кстати, один из периодов жизни Ильяса Есенберлина был связан с  Западно-Казахстанской областью. За время пребывания в Мангыстау он написал произведение «Қара Алтын», повествующее о добыче «черного золота»…

В экспозиционных залах музея представлены личные вещи, документы и материалы, связанные с жизнью и деятельностью писателя, воссоздан интерьер комнаты, в которой жил писатель, его книги, изданные в разные годы в Казахстане, странах ближнего и дальнего зарубежья. Со слов Улболсын Камбатыровой, фондовое собрание музея периодически пополняется новыми коллекциями, передаваемыми потомками писателя.

Поблагодарив атбасарцев за теплый прием, мы отправились дальше, к архитектурному памятнику позднего средневековья — мазару Кикбай батыра.  Кикбай батыр — современник Абылай хана, бесстрашный воин, погибший во время казахско-джунгарских войн. Мазар, установленный 280 лет назад недалеко от аула Асшыколь, в настоящее время находится в полуразрушенном  состоянии. Недалеко от него, примерно в пятистах метрах, находится сопка, называемая в народе «Киікбай адыры». С казахского «адыр» буквально означает цепь холмов, бугры, сопки.

Рядом — бескрайняя степь с небольшими холмами, где по старинному преданию проходили ожесточенные бои с джунгарами, завершившиеся победой казахов. Эти данные подтверждаются и архивными источниками.  В середине прошлого века в этих местах была найдена кольчуга казахского воина, датируемая ХVІІІ веком. Случайная находка, обнаруженная во время вспашки земли,  ныне хранится в фондах районного Атбасарского историко-краеведческого музея. В данном случае письменные источники подтверждаются вещественными.

…Когда-то памятник мусульманского зодчества возвышался над бескрайней атбасарской степью. В настоящее же время лишь передняя часть круглого мазара частично сохранилась, противоположная же стена разрушена и завалена руинами камней. В сквозном проеме, по-видимому, центральной части, четко вырисовывается небольшой контур вытянутой куполообразной формы. К слову, на  позднесредневековом памятнике, как на египетских пирамидах, любители старины оставили истории свои имена: на камнях читаем даты: 1900 год, 1944 г. и т. д.

Как отмечалось выше, недалеко от упомянутого памятника находится сопка, называемая в народе «Киікбай адыры». На ней в 1995 году  соотечественники, вернувшиеся из Западной Монголии, установили еще один мазар. Стены большого, круглого современного мазара сложены из камней, имитирующих средневековый памятник. Верхняя часть — полуоткрытая, с пятью металлическими жердями, образующими широкий купол, увенчанный  серебристым полумесяцем. На памятной доске надпись: «Байқараұлы Киікбай. Руы Керей. 1693-1741».

Следует сказать, что вокруг имени Кикбай батыра сложился своеобразный парадокс. Одновременно два казахских рода, Найман и Керей, претендуют на то, чтобы называться потомками легендарного батыра. Местное население считает, что Кикбай батыр происходил из рода Найман-Баганалы-Жырык. Об этом говорили и его потомки из Атбасарского района – Бектур Жапишулы и Саулет  Балгазин. О Кикбай батыре в шежире о найманах «Балталы, Баганалы. Ел Аман бол» писал известный казахский ученый и писатель Акселеу Таракты Сейдимбек. Книга издана в 1993 г. издательством «Байғары кітап». Имя отца батыра и годы жизни совпадают. Таким образом, вопрос рода пока остается открытым. Однако, какой бы ни была историческая истина, однозначно:  Кикбай батыр – всенародный герой.

На территории Жаксынского района члены экспедиции посетили мазар Баубек батыра. Нас встретил потомок батыра – Кабиболла Шаяхметов, который рассказал о судьбе своего отважного предка. Баубек Бекмурзаулы родился в 1820 году на территории Кокшетауского региона. Его отец Бекмурза был влиятельным человеком, но будущий батыр еще в детстве лишился родителей.

По преданиям, с юности Баубек обладал неимоверной природной силой, отличался волевым характером.  В эти же годы он принял участие в крупнейшем сражении с кыргызами и прославился, победив их известного воина Отыншы. Во время национально-освободительной войны был одним из преданных соратников Кенесары. После поражения Баубек батыр вместе с другими сторонниками перекочевал в район реки Териссакан, а затем за участие в антиколониальной войне был выслан властями в Тюменскую область. 

Потомки батыра в память о знаменитом предке в 1993 году построили мавзолей Баубека, который находится близ аула Есиль. В Жаксынском районе проживают многочисленные его потомки, многие из которых присутствовали на встрече с экспедицией «Абылай ханның қара жолы». Здесь же были молодые учителя истории Ильяс Серикулы и Алтынбек Кайыржан, окончившие Евразийский национальный университет им. Л. Гумилева. Они преподают в сельской школе села Запорожье и ведут исследования, изучая историю этих мест и исконные казахские названия.

Потомки батыра подарили членам экспедиции книгу «Жақсының жақсысы Баубек батыр», изданную в 2018 году в Кокшетау. Составителями выступили сотрудники музея Малика Габдуллина и сотрудники Жаксынской районной библиотеки.

В Жаркаинском районе нас встретили также очень тепло, музыкальным приветствием – арнау. В районе мы посетили мазар Ахметбая — мецената, четыре раза совершившего хадж в Мекку. Этот мазар Ахметулы Тонкай, которого в народе называли Ахметбай, построил себе еще при жизни. Возвышавшийся в степи мавзолей служил своего рода маяком для путников, заблудившиеся могли остановиться здесь на ночлег до утра.  Первое, что приходит в голову при виде этого мазара — что он представляет собой уменьшенную копию средневековых мавзолеев Жошы хана и Алаша хана в Улытау.

Эти шедевры архитектурного зодчества, расположенные в Центральном Казахстане, мы посещали в ходе первой экспедиции  «Абылай ханның қара жолы» в 2018 году. О мазаре Ахметбая рассказала представитель районного отдела образования Гульшат Нурпеисова. Среди присутствоваших был и потомок Ахметбая – Асхат Алкешулы. А учитель истории Тассуатской средней школы Дамир Гафаров отметил, что слева от мазара располагался аул Ахметбая. Кстати, несколько лет назад Д. М. Гафаров передал в дар Акмолинскому областному историко-краеведческому музею ценные предметы: старинные кебеже и балта… Со слов председателя Совета ветеранов Жаркайынского района Улболсын Аскаркызы Ахметовой, в этих местах проводил исследования знаменитый ученый Каныш Сатпаев.

От памятника архитектуры движемся по пыльной дороге, не асфальтированной, покрытой лишь щебнем. Через несколько минут проезжаем Державинск. Историческое казахское название города — Алтыбасар, об этом писал в своих исследованиях ученый, писатель, государственный и общественный деятель Сабыр Шарипов. Как видим, Алтыбасар – созвучно топониму Атбасар. Основа слова алты с казахского переводится «шесть», а, к примеру, словосочетание «алты айлық жол» подразумевает дальнюю дорогу, «алты алаш», «сан алаш»  –  все казахские племена, «алты арыс» – люди, родственные в шестом поколении и т.д. Вторая часть слова – «басар» означает аркан, предназначенный для укрепления юрты во время бури. По всей видимости, топоним происходит от понятия шестиканатной юрты. Но возможно есть еще и образное сравнение.

Проезжаем мимо реки Есиль, которая протекает по территории Акмолинской, Северо-Казахстанской областей Казахстана и территории России. Что интересно, точного перевода этого слова не существует. «Есіл» в казахском языке, употребляется для выражения жалости, сочувствия...

Поужинали с представителями акимата Жаркаинского района, обменялись контактами с председателем районного совета ветеранов Улболсын Аскаркызы. Инициативная группа под ее руководством подготовила дизайнерский проект экспозиции будущего районного музея. Однако уже несколько лет проект остается лишь на бумаге. В нашем областном музее уже разработана концепция проекта «Бөрілі байрақ», предложенная директором музея Кудайберлы Мырзабеком. Итогом реализации проекта должно стать открытие новых музеев во всех районах Акмолинской области, в том числе и Жаркаине.

Провожающие желают нам счастливого пути: «Жолдарыңыз болсын!». Мы благодарим за оказанный прием, садимся в машины и двигаемся дальше…

Держим путь в Аркалык. Временами исчезает мобильная связь, экспедиция, движущаяся обычно по полевой дороге, может заблудиться в ночи. Подобное нас ждало впереди. Однако сейчас все обошлось благополучно.

Бибигуль БЕЙСЕНБАЙКЫЗЫ,

старший научный сотрудник Акмолинского областного историко-краеведческого музея.

г. Кокшетау.

Читайте также