МАГЖАН И ФАЙЗОЛЛА В ТАШКЕНТЕ

Весна в этом южном городе особенная: теплые дуновения ветра слегка раскачивают ветви многолетних тополей, зеленеет трава и вальяжно разгуливают в парках пернатые. Ташкентские пейзажи непременно увязаны с минаретами и белоснежными современными административными зданиями и автомобилями местного производства. В Национальной библиотеке имени Алишера Навои все читальные залы заполнены молодежью; абитуриенты увлеченно изучают иностранные языки, постигают основы наук. Просветительская деятельность в Ташкенте столетие назад также была в приоритете, во многом благодаря казахской интеллигенции.

Здесь творили Мухтар Ауэзов, Миржакып Дулатов, и вместе с ними уроженцы Северного Казахстана Магжан Жумабаев, Файзулла Галимжанов, Абдолла Байтасов, Есим Байгаскин. О некоторых из них мы знаем не так много, но нам повезло: в фондах Ташкентских архивов и редких изданий мы обнаружили прямые свидетельства их вклада в развитие СМИ и народного образования региона.

В мае 1924 года, когда Магжан Жумабаев уже выехал из Ташкента в Москву, в № 5 журнала для молодежи «Жас Кайрат» (издавался на базе САГУ – Среднеазиатского госуниверситета) было опубликовано малоизвестное до настоящего времени его творение, точнее, пересказ народной сказки. Она сходна с сюжетами о пери и джиннах из «Тысячи и одной ночи». Название публикации Магжана Бекеновича — «Кыз бен таз», в разделе «Ертегі» и «Ел аузынан». Подпись автора лаконична «Бекен улы». Содержание сказки просто и одновременно поучительно: девочка своей находчивостью спасает себя и своего отца от злых намерений коварного человека. Стиль пересказа буквально завораживает читателя, Магжан сумел передать все настроения персонажей, от испуга до торжества. По-видимому, сюжет той сказки Магжан подбирал в период написания учебника «Педагогика», который вышел в Оренбурге примерно в те годы и пользовался большим успехом. В целом, ташкентский период его творчества уникален: в журнале «Шолпан» при поддержке Мухтара Ауэзова с осени 1922 года публикуются поэмы «Батыр Баян», «Коркыт», повесть «Прегрешение Шолпан» и др.

Тираж журнала «Шолпан» составлял тогда 1000 экземпляров. В нем печатались А.Диваев, Ш.Кудайбердиев (поэма «Ляйли-Межнун»), С.Асфендияров, Б.Серкебаев, М.Дулатов, А.Арапбаев, Х.Досмухамедов, М.Есполов, Н.Тюрякулов и др.

Также отрадно было обнаружить в издании за 1922 год (несколько номеров вышли в одном) заметки, подписанные «Файзулла» или просто буквой «Ф.» арабской вязью. Прочитав заметки, мы идентифицировали их авторство – также уроженец Северного Казахстана Файзулла Галимжанов, друг Магжана и активист Алаш, близко сотрудничавший со времен газеты «Казах» с А.Байтурсыновым и А.Букейхановым, М.Дулатовым. Содержание нескольких статей Ф.Галимжанова следует отнести к разъяснительным из области географии, астрономии и физики. На страницах «Шолпан» размещены редкие коллективные фотографии, среди них узнаются Магжан и Файзулла, как преподаватели Казахско-кыргызского института в Ташкенте.

Примечательно, что в «Шолпан» М.Ауэзов напечатал один из первых очерков об Абае («Заманнын еркеси»). Журналы и газеты пользовались большим спросом; корреспонденции с мест внимательно прочитывались. Однако вскоре журнал «Шолпан» пришлось закрыть, а с отъездом на учебу Мухтара и Магжана активность казахских литераторов в Ташкенте убавилась. Перенос столицы республики из Кызылорды в Алма-Ату также сопровождался передислокацией учреждений образования.

В апреле 1925 года редакция другого популярного издания — казахской газеты «Ак жол» собрала в Ташкенте первую в истории республики конференцию аульных корреспондентов (аулкоров). Любопытно, что на ней дважды выступил прибывший из Петропавловска активный деятель просвещения, имевший по тому времени хорошее образование Ахмет Жанталин. В первом выступлении он поделился переживаниями о плачевном состоянии аульных хозяйств, — скот был поражен заболеваниями, ощущался недостаток ветеринаров в Тонкериском, Бейнеткорском и Кызыласкерском районах. Также ему предоставили слово в завершение конференции. Жанталин поблагодарил редакцию и пожелал газете «Ак жол» оставаться рупором правды для беднейших сограждан. Его выступление вызвало бурю аплодисментов. После Жанталина конференция завершилась заключительным словом Есима Байгаскина (тоже уроженца Северного Казахстана). В свое время Байгаскин закончил Средне-Азиатский университет в Ташкенте и работал в редакции «Ак жол». В изданных материалах конференции имеются несколько коллективных фотографий, на которых можно узнать А.Жанталина, Ф.Галимжанова, А.Байтасова и других. Подавляющее большинство из них стали жертвами репрессий.

Таковы удачные находки, обнаруженные на пожелтевших от времени страницах периодики в столице Узбекистана; здесь вот  уже много десятилетий заботливо хранятся истинные раритеты, по которым восстанавливаются этапы издательско-редакторской деятельности будущих классиков национальной прозы и поэзии. Просветительские и информационные цели Алаш очевидны. Современному поколению следует помнить об этом.

Гюльнар Муканова,

кандидат исторических наук,

профессор КазНУ им. Аль-Фараби.

На фото: 1) Файзулла Галимжанов; 2)  Ахмет Жанталин.

Читайте также