Строили лагеря, закрывали храмы…

Мы продолжаем знакомить наших читателей с результатами деятельности региональной комиссии по вопросам реабилитации жертв репрессий в Акмолинской области, предоставленных нашей редакции ученым-историком, координатором комиссии Аманаем Сейткасымовым.

Акмолинские ученые продолжают работу по определению мест карательных лагерей на территории нашей области. Считается, что в регионе в разные годы было 11 лагерей.

Но полученные новые данные свидетельствуют о том, что их могло быть больше. Во-первых, Акмолинская область в разные годы претерпевала различные административно-территориальные изменения, входила в несколько территориальных объединений с разным составом населенных пунктов.

Так, в 1921 году она называлась Акмолинской губернией, в 1928-30 годах – Акмолинский округ, затем была в составе Карагандинской области с центром в г. Петропавловске. С 1939 года преобразовалась в отдельную область. В 1944 году из состава Акмолинской области была выделена Кокчетавская область. А районы, округа то объединялись, то расформировывались, то уменьшались, то переименовывались.

В 1930-1950-е годы в составе знаменитого объединения «Каззолото» при многих шахтах, рудниках располагались лагеря, в которых работали военнопленные, отбывающие наказание, сосланные, ссыльные. В основном, они были на территории нынешних районов Биржан сал, Акколь, Шортанды, Буланды. Во-вторых, данные подтверждают, что в селе Чернозубовка бывшего Рузаевского района, на стороне Атбасара, Балкашино тоже были лагеря.

В прошлом году было установлено, что только на территории Зерендинского района было четыре лагеря. Это колония № 14 рядом с нынешним селом Приречное, ОПЛ-3 в селе Ульгули, лагерь «Ключи» вблизи сел Баратай, Уголки, Озерное, в селе Симферопольское. Можно сказать, что данные лагеря полностью изучены. Когда были созданы, в какие годы работали, какой контингент в них находился… Исследователями найдены свидетели, установлены памятные знаки, опубликован ряд статей, вышел сборник.

Сегодня на территории области определено несколько мест, где приводились в исполнение обвинительные приговоры НКВД. Думается, было бы целесообразным провести археологические раскопки в этих местах. Если останки погибших будут обнаружены, поставить ограду, памятный знак.

Немалую работу проделала и рабочая группа по изучению, подготовке предложений для реабилитации жертв политических репрессий – представителей традиционных религий. По данным руководителя рабочей группы, кандидата исторических наук Акботы Бексеитовой, священнослужители, вошедшие в список «элементов, чуждых советской власти» во время гонений, начавшихся с 1920 года, были лишены избирательных прав и депортированы, а религиозные учреждения закрыты.

В период Советской власти религиозные организации и общины строго контролировались Советом по особым делам религий. В 1940-е годы в Акмолинской области представителем этого совета был Жазыкбаев. Для ограничения работы религиозного большинства был принят специальный устав. В целях проведения антирелигиозной пропаганды среди населения было создано специальное общество «Добровольный Союз безбожников». Представители этой организации, вооруженные лозунгом «Религия – опиум для народа», творили бесчинства по отношению к верующим людям.

Обращают на себя внимание следующие моменты изученных архивных документов. В 1926 году местные советские органы закрыли мечеть Науан Хазрет в Кокшетау. На протяжении многих лет сакральное здание было местом размещения различных учреждений. И только в 1989 году по просьбе народа оно было передано мусульманской общине.

Имеются документы о закрытии в 1932 году Георгиевского храма в Сталинском (ныне Шортандинском) районе, в 1940 году — в Кокшетау, в 1947 году – церкви Казанской иконы Божией Матери в селе Викторовка Зерендинского района. В 1948 году – храма Архистратига Михаила в селе Павловка того же района.

Мечети и церкви области были полностью закрыты в 1926-1947 годах. Стало известно, что в этот период только в Кокшетауском регионе были репрессированы 150 имамов, осуждены 33 священника православной церкви, 20 из них приговорены к расстрелу. Оправданы только в 1989 году.

Также встречаются свидетельства о судимости за религиозные воззрения мулл Октябрьской волости (ныне село Карасевка) Устемирова Ахметбека, Жуманова Рахимжана, старосты церкви села Еленовка Вавилина Порфирия Михайловича, прихожанки (члена общины) Артомоновой Исидоры.

30 декабря 1935 года в селе Карсак Зерендинского района состоялся молебен, в котором приняли участие 40 мужчин и 6 женщин. Ко всем были приняты меры. В Красиловском сельсовете этого района колхозников Волкова, Волховского, Гузова исключили из колхоза за их религиозные взгляды и неприятие колхозного строительства.

Судьба паломников Абушахмана Бокаева, Сыздыка Койлыбаева из Айыртауского района неизвестна до сегодняшнего дня. Информацию о Шаймердене Косшыгулове, Садвакасе Гылмани, Салгаре Куанышеве, Жумабеке Жармухамедове и многих других, вынужденных скрыться в соседнем российском регионе, спасаясь от преследования ОГПУ, еще предстоит изучить.

Назвать точное количество репрессированных представителей традиционных религий в Акмолинском регионе пока не представляется возможным, необходимо продолжить исследовательскую работу, особенно следует изучить фонды Северо-Казахстанского государственного архива. Это – дело будущего.

Записала Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также