— Сегодня участились обращения граждан и общественников по поводу необходимости ужесточения наказания за насилие в отношении женщин и детей. Ранее мною давалось указание определиться с целесообразностью криминализации подобных правонарушений, — в реализации задачи, поставленной Главой государства, огромную роль играют институты гражданского общества.
В степногорским центре помощи жертвам бытового насилия «Өмір» при поддержке Фонда Евразия в рамках программы «Социальные инновации в Центральной Азии», финансируемой Агентством США по международному развитию (USAID) реализуется проект «Организация комплекса мероприятий по деятельности кризисных центров ЖБН (жертв бытового насилия) и работе с агрессорами». Это позволило объединить усилия в данном направлении семи кризисных центров нашей области и выработать единый комплекс совместных мероприятий в направлении работы с агрессором.
О некоторых результатах проводимой работы рассказывает активист центра Галия Хозина.
Где берет начало агрессия?
— Миллионы людей в мире подвергаются жестокости и насилию в семье, говорит на многочисленных встречах с самыми различными аудиториями координатор проектов ОО «Женский луч» Наталья Шаврова.
Примеров, подтверждающих этот тезис, к сожалению, множество. Поэтому так важно, знать свои права и, конечно, обязанности. Домашнее насилие — это реальная угроза жизни, как взрослому человеку, так и ребенку. Увы, собственная семья для многих не менее опасна, чем улица. Важно говорить о том, как уберечься от насилия и как поступить, если такие случаи уже имели место в семье. При этом необходимо работать со всеми сторонами конфликта. И с пострадавшей стороной. И с источником насилия – агрессором.
Проект направлен на совершенствование механизмов предотвращения насилия в Казахстане и изменение поведения человека, склонного к насилию. Практика показывает, что это возможно, если обучать агрессоров навыкам общения, саморазвития, достойного поведения.
В ходе проекта специалистами Центра «Өмір» ведется работа с агрессорами или семейными парами, включающая в себя консультации с применением специальных техник, практические занятия, тренинги. Большую роль в этом играет готовность агрессора признать случаи насилия со своей стороны, найти в себе силы взять ответственность за поступки и стать активным участником программы.
Об этом говорят и сотрудники полиции, с которыми Центр «Өмір» поддерживает тесные контакты.
#Не молчи!
В последнее время о бытовом насилии стали говорить чаще, да и примеры замалчивания страшные — реальные жертвы, поломанные судьбы.
— Когда в семье есть насилие, — комментируют сотрудники полиции, — человеку необходимо понимать, что его жизнь под угрозой. Чтобы не стать следующей жертвой преступления в сфере семейно-бытовых отношений, надо серьезно думать о своей безопасности. К сожалению, в некоторых семьях происходит ущемление права женщин на распоряжение семейным бюджетом и даже репродуктивных прав. Домашнее насилие не имеет границ. Оно возможно и между мужем и женой, и между бывшими супругами, и между взрослыми детьми и старшими членами семьи, и между детьми и новыми партнерами одного из биологических родителей… Насилие бывает и физическим, и психологическим, и сексуальным. И экономическим, когда агрессор запрещает работать, лишает собственных денег, вынуждает просить у него средства.
Эмоционально-психологическое насилие — это унижение чувства собственного достоинства, изоляция. Часто агрессор запрещает дружить, общаться с близкими людьми, угрожает, шантажирует, запугивает свою жертву. Зачастую женщина не может признаться даже себе в том, что является жертвой. Оправдывает агрессора, гонит от себя мысли о его неправоте.
Как женщине понять, подвергается ли она насилию в семье
— Если близкий человек — муж, бывший муж, партнер или гражданский супруг – говорят полицейские — оскорбляет и унижает вас, не разрешает видеться с подругами и родственниками, бьет и угрожает побоями, бьет детей, наказывая их, когда злится. А также заставляет заниматься вас сексом против воли, не хочет, чтобы вы работали или даже искали работу, заставляет вас думать, что только он может правильно распоряжаться семейными деньгами, постоянно критикует: не так одета, не так готовите ему еду, плохо выглядите, — это все признаки того, что в отношении вас происходит насилие. Если вы чувствуете себя беспомощной и никому ненужной, боитесь своего партнера, постоянно оправдывая его перед собой и другими, чувствуете себя одинокой, во всем вините только себя, махнули на все рукой, и живете только из чувства долга — пора признать себя жертвой насилия.
Что делать? Примерный план безопасности поможет среагировать человеку, подвергающемуся насилию, в критической ситуации. Он состоит в следующем:
- Поговорите с соседями, — советуют стражи порядка, — чтобы в случае шума или крика из вашей квартиры они вызвали полицию. Продумайте возможности безопасного выхода из дома, повод для выхода. Подготовьте детей к побегу. Когда проявляется агрессивность партнера, избегайте заходить в кухню, ванную и туалетную комнаты, постарайтесь быстро покинуть помещение. Приготовьте «сумку для побега», которую нужно хранить в надежном месте, или у тех, кому вы доверяете вне дома, если это возможно. В сумке необходимо иметь: удостоверение личности, свидетельство о рождении детей, запасные ключи от дома, квартиры, драгоценные вещи или ювелирные изделия, деньги, медицинскую карточку свою и ребенка, ценные документы, нужные лекарства, необходимую одежду, фотографию, где есть человек, совершивший в отношении вас насилие. Если нет возможности забрать «сумку побега» в случае опасности покидайте дом немедленно.
Зачем работать с агрессором?
Домашнее насилие — это нарушение прав человека. Оно приводит к тяжелым социальным и экономическим последствиям для всего общества. Именно поэтому социум может и должен сделать все возможное для его искоренения в целом, а в семье в особенности. По мнению специалистов, односторонний подход к решению проблемы не позволяет достичь нужной эффективности. Необходимо работать не только с пострадавшей стороной, но и агрессором.
Более трех лет специалисты Центра «Өмір», основываясь на многолетнем практическом опыте и реальных результатах, с самых разных площадок заявляют о необходимости серьезной коррекционной работы с семейным агрессором в нашей стране. Это коррекция самосознания и поведения человека таким образом, чтобы он мог свободно, осознанно контролировать свое поведение и выбирать ненасильственные способы взаимодействия с окружающими его людьми. При этом важно, считают в «Өмір», чтобы к данному направлению присоединились все кризисные центры страны.
Напомним, что существует Закон РК «О профилактике бытового насилия». В целях обеспечения безопасности потерпевшего от бытового насилия, на основании ст.20 этого Закона, лицу, совершившему бытовое насилие, либо от которого исходит угроза его совершения, выносится защитное предписание, которое вручается под расписку. Защитным предписанием запрещается совершать бытовое насилие, вопреки воле потерпевшего разыскивать, преследовать, посещать, вести устные, телефонные переговоры и вступать с ним в контакты иными способами.
В защитном предписании указываются: время и место его вынесения, кем и в отношении кого оно вынесено, место, время и обстоятельства совершения или угрозы совершения бытового насилия, установленные ограничения в отношениях с потерпевшим, правовые последствия в случаях продолжения противоправных действий и нарушения защитного предписания. Срок действия защитного предписания — 30 суток. Нарушение защитного предписания влечет ответственность, установленную Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях. Существуют и другие наказания, которые могут быть применены к насильнику – штраф, административный арест, исправительные работы. В случае систематического нанесения побоев насильник может быть лишен свободы на максимальный срок – 7 лет.
— Но реалии показывают, — акцентирует внимание Наталья Шаврова, — малоэффективность подобных мер. Домашнее насилие – циклично. То есть после конфликта большинство пар все равно воссоединяются. И спустя какое-то время вновь начинается выяснение отношений. Сказывается многолетняя поведенческая созависимость как жертвы, так и агрессора.
Необходимо работать с парой в целом и с каждой стороной конфликта по отдельности. В практике Центра жертв бытового насилия имеются успешные случаи, когда агрессор получал психологическую консультацию, делал определенные выводы. Что позволяло паре или сойтись уже на почве приятия друг друга и жить по сей день в мире. Или спокойно расстаться, сохранив уважительное отношение друг к другу. Это положительно влияет не только на взрослых, но, в первую очередь, на их общих детей.
Мировая практика показывает, что процент случаев прекращения домашнего насилия после успешного прохождения агрессором коррекционной программы составляет до 75%! И тут важно взаимодействие всех государственных структур, которые занимаются данным вопросом. Комплексное реагирование на домашнее насилие – единственный способ его остановить.
Записала Нина МИТЧИНОВА.