Качественнее проверки – меньше рисков

КОРРУПЦИИ – НЕТ

«Ежегодный аудит финансовой отчетности администраторов бюджетных программ и государственных учреждений. Аудит соответствия: расходов, связанных с увеличением сметной стоимости бюджетных инвестиционных проектов; использования средств республиканского и местных бюджетов, кредитов…»

Такова лишь часть функций департамента внутреннего государственного аудита по Акмолинской области. Но уже из этого перечня очевидно, насколько важны профессионализм и ответственность работающих там специалистов. Ведь от их работы во многом зависит формирование и исполнение бюджета – базиса развития области.

Очень важно, что проводимые сотрудниками департамента проверки становятся важнейшим условием профилактики коррупции.

Сегодня мы беседуем с заместителем руководителя департамента Шарапом Садуакасовым.

– Шарап Сейткасымович, сколько аудиторских мероприятий было проведено в первом квартале этого года?

– Всего проведено 32 аудиторских мероприятия, 30 из них – внеплановый аудит и два аудита – по перечню. Аудитом охвачено бюджетных средств на общую сумму 6 462 млн тенге (1 кв. 2024 г. – 2 088,854 млн тенге).

В результате установлено нарушений на общую сумму 6 318 млн тенге. Финансовые нарушения составили 21,6% от общего объема выявленных. Оперативно устранены нарушения на сумму 899 млн тенге, или 65,9%.

Нарушения процедурного характера выявлены на сумму 3 665 млн тенге, или 58% от общего количества.

Нарушения законодательства РК о государственных закупках допущены на сумму 1 288 млн тенге, или 20,4%.

– Разъясните, пожалуйста, нашим читателям различия между этими видами нарушений.

– Согласно ст. 7 Закона РК «О государственном аудите и финансовом контроле», финансовые нарушения влекут необоснованное использование бюджетных средств. Процедурные – это нарушения, не повлекшие необоснованного использования бюджетных средств.

В любом случае выявленные по результатам государственного аудита и финансового контроля суммы финансовых нарушений подлежат возмещению в бюджет, восстановлению путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров.

Как показывает практика, часто встречаются финансовые нарушения, связанные с необоснованной оплатой заказчиком подрядчику невыполненных работ. Такие нарушения устраняются в ходе проверок и об этом делается запись в предписание.

Необходимо отметить, что заявители часто путаются в нарушениях процедурного характера и требуют возмещения бюджетных средств, тогда как к возмещению в бюджет подлежат только суммы финансовых нарушений.

– Механизм госзакупок критикуют часто. В том числе и за неизжитые до конца коррупционные риски. Какие изменения в законах снижают эту опасность?

– В законодательство РК о государственных закупках в последние годы внесены существенные изменения, акцент – на повышение уровня автоматизации государственных закупок. Это способствует формированию конкурентной среды, прозрачному и эффективному освоению бюджетных средств, минимизации участия человеческого фактора и коррупционных проявлений.

Четыре года назад разработан электронный депозитарий в сфере государственных закупок – электронная база данных, содержащая сведения и документы, подтверждающие наличие опыта работы потенциальных поставщиков.

Она формируется на веб-портале государственных закупок и в значительной мере упрощает проведение расчетов опыта работы, а также минимизирует влияние человеческого фактора на результаты.

С первого июля 2022 года конкурсы проводятся с использованием рейтингово-балльной системы. Прежде всего это касается строительно-монтажных работ и работ по проектированию.

В этом случае конкурсная комиссия не создается, веб-портал автоматически сопоставляет конкурсные ценовые предложения и критерии, влияющие на конкурсное ценовое предложение, и определяет победителя.

Очень важно, что итоги конкурса с использованием рейтингово-балльной системы обжалованию в порядке статьи 25 закона не подлежат. Значительно ускоряется сама процедура проведения конкурса: по рейтингово-балльной системе конкурс проходит в течение пяти рабочих дней, способом открытого конкурса без процедуры обжалования – 10 рабочих дней.

– Шарап Сейткасымович, мы ни в коей мере не сомневаемся в профессионализме и добросовестности сотрудников департамента. Но коррупционные риски все-таки велики. Никто не искушает «не заметить» нарушения и получить за это определенную мзду?

– Таких прецедентов нет. Возможно, благодаря репутации наших аудиторов нарушители знают: бесполезно даже пытаться.

Кроме того, Комитет внутреннего государственного аудита МФ РК проводит огромную работу по минимизации прямого контакта госаудиторов с объектами аудита.

Предоставление ежеквартального отчета службы внутреннего аудита по проведенному государственному аудиту и финансовому контролю автоматизируется для исключения вмешательства в предоставляемую информацию.

В частности, автоматизация приложения по проведению оценки эффективности деятельности СВА исключает возможность внесения изменений или корректировки выгрузки из системы.

Фото предоставлено пресс-службой департамента.

Читайте также