Моя родина – Атбасар

Атбасар занимает особое место в истории Казахстана. Нам известны более 150 историко-культурных памятников, расположенных на территории этого региона. Более 50 исторических личностей являтся выходцами из этих мест.

Особенную роль в истории края сыграла борьба последнего хана Кенесары Касымулы на атбасарской земле против колонизаторов. Они не церемонились с коренным населением, отнимая земли, скот, убивая несогласных. Из истории мы знаем, что местные жители с энтузиазмом поддерживали Кенесары. В 1838 году сарбазы Кенесары сожгли Акмолинскую крепость, принадлежавшую царским властям. Согласно архивным документам, этот акт подтолкнул казахов объединиться вокруг Кенесары. Среди примкнувших к хану были представители племени Козган из рода Аргын. Их возглавили два лидера – Асат би Атымбекулы и Карабай би Тукеулы.

Карайбай Тукейулы был батыром и бием из племени Козган рода Аргын, потомком знаменитого полководца Токтас батыра, показавшего себя в боях против джунгаров. Небольшая ремарка по Токтас батыру: в течение многих лет проработавшая преподавателем Казахского педагогического института имения Абая, сегодня пенсионерка, Шолпан Алтайбаева вспоминает один факт, о котором говорил известный ученый Манаш Козыбаев. Петр Ершов, автор русской сказки «Конек-горбунок» в 1834 году впал в немилость к царским чиновникам: сам он подвергся гонениям, а его произведения были запрещены цензурой. Причиной тому стал его исторический труд о том, как войско Токтас батыра разбило кровавые отряды Ермака в местности Кереку и изгнало их в Сибирь. За то, что Ершов решился изложить историческую правду, было конфисковано его имущество, а написанное подверглось запрету. Думаю, что в российских архивах эти труды все еще хранятся, и найти их – задача будущих поколений.

По последним данным, биографию Карабая Тукейулы составила Клара Амирова, подробно изучившая историю Атбасарского края. Доктор исторических наук Х.Н. Бекхожин в своей монографии 1940 года о национально-освободительном восстании пишет, что Карабай батыр был воином хана Кенесары (Ш.Оразалы. «Простор», №41, 2018 г.) В книге Б.Насенова «Кенесары – степной маршал» содержится 8 документов о Карабай батыре. Произведения Машхура Жусупа Копеева также содержат сведения о батыре.

Много исследований на данную тему провел и член-корреспондент Академии наук Казахской ССР, научный деятель Е.Исмаилов. «В момент вторжения в Киргизию под его славным стягом находились батыры Агыбай, Шакир, Жауке, Текебай, Бугыбай, Кобек, Бориши, Базар, Танаш, Жанайдар, Нурабай, Карабай, Карабас и другие», — пишет Ж.Касымбаев в своей книге «Война с киргизами».

Вспоминается одна история, передававшаяся из уст в уста, – возможно, это легенда, а может и правда. Группа кыргызов, окруживших Кенесары, вонзила в него свои копья и подняла его с криками «Прими свою смерть!». В ответ Кенесары не смолчал: «Если даже я умру, я буду выше вас на длину копья». Тогда ему вырезали сердце, которое еще долгое время билось отдельно от тела, внутри его был черный волос («жүрегінің түгі/қылы бар» – говорили казахи). Много батыров тогда полегло смертью храбрых, некоторые попали в плен. Как бежали из плена тысячник Шабан из племени Козган и Ермек из племени Кипчак, как добрались они до родины, описано в книге Клары Амировой.

В 1849 году на территории Атбасарской волости впервые была организована Бакшентайская ярмарка меди, которая впоследствии проводилась каждые три года, в мае-июне (Ш.Оразалы. «Простор», 2.11.2018 г.). В 1852 году месторождения меди в аренду на 20 лет взял у Карабая русский купец Ушаков. Эту медную ярмарку можно назвать первой товарной биржей, проведенной на казахской земле. Ыбырай Шокыбайулы – внук Карабая, – окончив Казанский университет, по возвращении в Атбасар в 1880 году открыл здесь русско-казахское училище. Средства на открытие были привлечены от доходов с Бакшентайской медной ярмарки, а также в виде пожертвований местных меценатов. В этом училище получили образование видные исторические личности, выходцы из Атбасара – Турганбек Байулы, нарком легкой промышленности Хасен Кошамбаев, секретарь Центральной избирательной комиссии Казахской ССР Оразбек Мухамедов, а также долгие годы посвятившие работе в сфере просвещения Зейнолла Торегожин, Халел Нурмухамедов, Коргамбек Нурымов и другие. Позже они станут жертвами реперессий 1938 года. Сегодня в здании училища на улице Ленина размещен городской гастроном. После восстания Кенесары Карабай станет Атбасарским волостным, а потомки его, образованные, просвещенные, состоятельные и уважаемые жители, будут возглавлять Атбасарскую волость.

В 1877 году Койсары Карабайулы становится волостным. Его потомки Толкынбай, Еркинбек, Муса, Садуакас примут участие в строительстве медедобывающего завода.

Вплоть до 1930 года Атбасарскую волость возглавляли внуки Карабая – Жаркын Бокыулы, Жакып Шокыбайулы, Жаркын Тектеулы, Мухамед Бокыулы, Жамбай Саркеулы, Татыгул Нарбайулы.

Некоторые кандасы, вернувшиеся на историческую родину из Монголии, называют аул Карабай – аул Киикбай батыр. По их мнению, Киикбай батыр из рода Керей похоронен недалеко от села. Но ведь до сих пор считается, что на этом кладбище похоронен Киикбай Садырбайулы, потомок Тобета из племени Баганалы рода Найман. И это небезосновательно. Имя Киикбая упоминается в источниках в названии холма, хребта, могилы, и указывается, что находятся они в некотором отдалении от Атбасара. И село с названием Киикбай в источниках не встречается.

Какой из Киикбай батыров?

Более подробно, чем Клара Амирова, пожалуй, историю Атбасарской земли не изучал никто. Обратимся к ее трудам еще раз… «Есть свидетельства того, что села вдоль реки Есиль не всегда жили сами по себе. Так, известен факт, что на этих землях, в двадцати километрах от города Атбасара, находится кладбище Киикбай батыра, а холм, на котором расположено кладбище, называется Кийкбай. Согласно фольклору, батыр защищал родную землю от джунгарских захватчиков и пал в одном из сражений в здешних местах. После того, как утихла война, на этом месте было сооружено кладбище. Рядом с могилой Киикбай батыра есть еще несколько неизвестных могил. Из истории СССР мы знаем, что битва с джунгарами произошла в 1740-1741 г.г. (История Казахской ССР, т.3. Карта «Казахстан в XVIII в.»). Как мы видим, Клара апа не указывает, к какому роду относится Киикбай. Кандасы из Монголии утверждают, что здесь захоронен Киикбай Байкараулы из племени Шеруши рода Керей, 1693-1741 г.г.».

Обратимся же снова к нашему автору. «…Известно, что жизнь казахских аулов гармонична, у каждого из них – свой путь. В основном, они жили родами и семействами… Алексеевская волость была названа в честь русского царя Алексея, правившего в XIX веке. Села были расположены к западу от Атбасара… Жители этих сел принадлежат племенам Каракозган, Сарыкозган, Кипчак, Караул, Тобыкты, Шубыртпалы, Жабай.

Село Атбасар населяли и управляли им преимущественно представители племени Баганалы из рода Жырык-Найман. Их предводителями были Ерден, Дузен, Байгулы Сандыбаевы. Они были не очень образованны, но весьма богаты», — пишет в своей книге К. Амирова.

Доказательством тому служит победа Ердена Сандыбаева над Шоканом Валихановым в выборах старшего султана Атбасарского уезда в 1862 году. В 1864 году старшим султаном Атбасара стал Кошек Жадайулы, хорунжим был назначен Аккошкар Кишкентайулы из рода Алтай, бием стал Байгулы Сандыбайулы (брат Ердена). Недавно потомки бывшего султана Жырык Тобета из племени Баганалы рода Найман – Ерден Сандыбайулы и его младший брат Дузен – построили большой мавзолей в Улытау близ Атбасара и дали поминальный обед.

Недавно я разговаривал с аксакалом Хасеном Калменбаевым, жителем села Калиновка Атбасарского района, 1938 года рождения. В прошлом работавший зоотехником и управляющим совхоза, воспитавший 17 детей, 40 внуков и 13 правнуков, он рассказал нам следующее. «Сынок, здесь, на хребте возле села Карабай, похоронен мой предок Киикбай Садырбайулы. Он был ранен врагом в бою под Атбасаром и умер здесь же. Его похоронили на этом месте, установив камень над его могилой и дав поминальный обед. В последнее время это кладбище называют захоронением Киикбая из племени Керей. Я не спорю, пусть будет так, у казахов много биев, баев, батыров, но я знаю точно, что на этом холме похоронен мой дед Киикбай Садырбайулы, потомок Тобета из племени Баганалы рода Найман. И это вне всяких сомнений. Свидетельство тому – слова Сейтказы Хаджи, девяностопятилетнего паломника, дважды пешком посетившего Мекку.

Помню, старики рассказывали нам, что на вершине лежит найманский батыр Киикбай». Об этом факте повествует и Клара Амирова. В ноябре 2021 года в городе Сатпаеве прошел памятный обед в честь Ердена и Дузена Сандыбайулы, Киикбая Садырбайулы. Со всего Казахстана съехались больше тысячи гостей. Так старец Хасен рассказал мне о своих предках – братьях Арыкпане, Киикбае, Садырбае, Куате, Тобете, Байдаулете, Жырыке (Темирши батыр), Баганалы, Наймане. «И все-таки, кто здесь лежит – Киикбай из племени Баганалы или Киикбай из племени Керей? – остановил он сам себя. Кем бы ни был захороненный, одно несомненно: этот герой принял мученическую смерть на пути к свободе казахов». По словам Клары Амировой которая прославила в книге своего предка, возле могилы Киикбай батыра есть еще неизвестные могилы, что подтверждает факт большого сражения, и того, что погибшие воины нашли здесь вечный покой. Вряд ли, воюя с врагом, они думали о том, кто они – аргыны, найманы, кереи или кипчаки. Их единственной мечтой было благополучие казахов и родной земли.

И вполне вероятно, что наш второй предок Киикбай тоже захоронен здесь, в неизвестной могиле.Что бы мы ни писали и ни утверждали, необходимо опираться на факты. В России и Китае достаточно архивов, музеев, библиотек, хранящих исторические данные. Нужно поднять эти документы и свидетельства, сделать их достоянием широкой общественности, популяризовать их, и это будет полезным делом для потомков. Испокон веков казахи чтят память предков. В народе говорят: «Если не благодарны усопшие, не будет достатка у живущих». Нам нужно сохранить это духовное богатство…Свое мнение хочу завершить цитатой из книги Клары Амировой: «…Как может не тревожиться душа, когда выросло целое поколение манкуртов, уничтожается язык, терпит бедствие природа, разорваны родовые связи, утеряны исторические названия мест… В нашей стране не должно быть неизвестных или бесперспективных аулов. Ведь это – наши пустившиеся вглубь корни, которые чуть было не высохли…»

Бакытжан ЫСКАКОВ.г.Алматы.

Читайте также