И вновь о рисках… Реальных и мнимых

Анализ хода выполнения Дорожной карты по исполнению Предвыборной программы партии «Nur Otan»: «Путь перемен: Достойную жизнь каждому!» нужен и важен.

В ходе обсуждения на партийной площадке проблемы, препятствующие достижению важнейших индикаторов, не только выявляются, но и принимаются рекомендации, направленные на их решение. Их исполнение берется на строжайший партийный контроль. Примеров этому множество.

Но, увы, нередко приходится недоумевать (это по меньшей мере): каким образом в программы некоторых районных филиалов партии попали индикаторы, к реальному улучшению жизни людей имеющие отношение весьма отдаленное? А часто и не имеющие вовсе. Подобные случаи на недавнем совместном заседании комиссии партийного контроля и общественного совета по противодействию коррупции при Акмолинском региональном филиале партии «Nur Otan» вынудили первого заместителя председателя регионального филиала Галыма Бекмагамбетова потребовать от председателей районных филиалов партии строже проверять работу специалистов, ответственных за обоснование индикаторов и их формулировки.

«Увеличение к 2025 году на 10% количества выпускников школ, набравших 100 и более баллов на ЕНТ (до 20 чел)» – о риске неисполнения этого индикатора докладывал председатель филиала партии одного из районов (думается, какого именно, называть не стоит. Подобные недоработки, увы, прерогативой одного района не являются). Это при том, что с 2019 года результаты ЕНТ являются персональной информацией выпускников школ, желающих поступить в вузы. Так что анализ достижения этого индикатора в принципе сделать невозможно. Так зачем включать его в программу?

Еще: «Увеличение до 100% охвата детей инклюзивным образованием». Возможно, по невнимательности из фразы выпало определение «с особыми образовательными потребностями». Но смысл изменяется кардинально.
Вот и приходится членам комиссии искать ответ на вопрос: «Что бы это значило?». А ведь реальных проблем и рисков немало.

Об одном из них говорил председатель Буландынского районного филиала партии «Nur Otan», аким района Талгат Ерсеитов. Это – растущий разрыв между количеством обученных основам предпринимательства акмолинцев и количеством выдаваемых на реализацию бизнес-идей грантов. Надо признать, что это – проблема не только данного района. Конечно, овладеть основами бизнеса в любом случае неплохо, но разочарование людей, надеявшихся на то, что смогут начать свое дело – фактор, который не только социальному оптимизму, но и социальной стабильности отнюдь не способствует.

Есть случаи, когда в дорожные карты районов включены индикаторы областного значения. Их исполнение от района практически не зависит. Так зачем включали?

Дорожные карты нуждаются в совершенствовании и корректировке. Это еще раз продемонстрировало прошедшее заседание.

Газификация пристоличных (на первом этапе) районов и сел – дело, без преувеличения, государственной важности. Средств на это выделено немало. До конца 2021 года планируется завершить реализацию восьми проектов по строительству газораспределительных сетей – это обеспечит доступ к природному газу 14-ти населенных пунктов Аршалынского района.

В 2022 году планируется завершение реализации трех проектов (п. Аршалы, сс. Аккайын, Шубары), в 2023 году – два проекта (сс. Жибек Жолы и Жалтырколь, Коянды). По второй очереди строительства газораспределительных сетей ведется разработка ПСД по газификации восьми населенных пунктов Целиноградского района (села Акмол, Алтынсарина, Каражар, Караоткель, Кызылсуат, Тайтобе, Талапкер, г. Косшы) с населением 95 тыс. человек, – такая информация прозвучала в выступлении заместителя руководителя областного управления энергетики и ЖКХ Алика Манадырова.

И тут же у членов комиссии партийного контроля и общественного совета по противодействию коррупции возникли вопросы. Насколько верны приведенные данные о численности населения газифицируемых населенных пунктов? Ведь все мы помним, что в ходе недавнего визита в нашу область Глава государства Касым-Жомарт Токаев говорил о том, что только в Косшы, получившем статус города областного значения, проживают 80 000 человек. И сколько их будет проживать в обозримой перспективе? Внутренняя миграция носит, конечно, во многом неконтролируемый характер, но есть же методики прогнозных расчетов.

— На какое количество потребителей разработана ПСД? Хватит ли отпускаемого газа на всех домовладельцев, желающих подключиться к голубому топливу? Какова стоимость подключения к газопроводу одного жилого дома? Увы, на эти вопросы ответы участники заседания не получили.

— Есть Основной Закон страны, гарантирующий соблюдение прав граждан, независимо от того, в какой части страны и в каком населенном пункте они проживают, — это бесспорное утверждение прозвучало в ходе обсуждения выступления директора Центра корпоративных продаж Акмолинского технического узла местных сетей Центральной региональной дирекции телекоммуникаций Радмира Шаяхметова.

На сегодняшний день 485 из 590 населенных пунктов области подключены к широкополосному интернету. Работа по дальнейшему подключению проводится. Но жителям населенных пунктов, где численность населения не превышает 250 человек, ожидать его не стоит. Они по классификации дирекции казахстанских телекоммуникаций отнесены к числу бесперспективных. Хотя в официальных государственных документах к таковым причислены лишь те села, где проживают менее 50 человек. В них бюджетные деньги не вкладываются.
Очевидно, что установка широкополосного интернета и его обслуживание в маленьких населенных пунктах для поставщика услуг убыточны. Заведомо не окупится. Но как же с социальной справедливостью?

— Мы предлагали акиматам приобрести оборудование для подключения в 18 населенных пунктах. Ответили, что на это средств нет. Только в районе Биржан сал в одном селе это сделано за счет хозяйствующего субъекта, — информировал Радмир Шаяхметов.

Иметь четкую картину перспектив развития каждого населенного пункта – это еще одна задача, нашедшая отражение в рекомендациях, принятых на прошедшем заседании.

Читайте также