Об особой атмосфере создания печатного издания сказано и написано немало, об этом можно говорить бесконечно. Даже сейчас, когда журналисты – газетчики давно не пользуются только ручкой и блокнотом, прочно входит в нашу жизнь «цифра». Мы частенько говорим об этом с коллегами: а как же было раньше, без интернета и гаджетов, когда газета была единственным, а потом едва ли не основным источником информации? О буднях и праздниках «АП» рассказывает в своей книге «И в глаза друг дружке посмотреть» Людмила Яшная-Леева, руководившая ею продолжительный период.
«Пришлось мне работать главредом приложения республиканской газеты «Астана-Караван», шефом информационного агентства «Казинформ», замредактора – ответсекретарем республиканской газеты «Аграрный Казахстан», в журналах. Но единственно родной и любимой была «Акмолинка». Это мой восторг, моя работа по 20 часов в сутки, это дороги – дороги, это постоянный и бытовой дискомфорт. Но это была моя гавань, с ее бурями и штилями. Это была моя жизнь», — признается она.
Свое назначение вспоминает так: «В 1989 году меня назначили главным редактором областной газеты «Акмолинская правда». Кроме 10 миллионов долгов (сумма для тех времен немалая), мебели из обкомовского арсенала 60-х годов, «усиженной» временем, другой материальной базы не было. Но был коллектив. Каждого из сотрудников я знала не понаслышке».
Читая книгу, это сразу понимаешь: главное – люди, те, кто неустанно трудился над содержанием газеты, искал новых героев, интересные факты… Через них – погружение в газетный мир того незабываемого времени. Многое забылось, многое переосмыслялось. Осталось стойкое ощущение, что в той жизни было что-то большое, важное и самое главное.
Целая глава посвящена наставнику, прежнему главреду газеты – Михаилу Дмитриевичу Алдошину. «Редактор, бывший нам другом», — отзывается о нем Людмила Ивановна. Сердечные, искренние слова: «Это был интеллигентнейший человек. Он подтягивал своим присутствием, своей царственной простотой. Алдошина мы никогда не считали слабаком. Напротив, не грозя дубинкой, он держал коллектив на высокой ноте творчества».
Рассказы в книге о других коллегах получились очень интересными, для каждого из них нашлись особые слова, с каждым связана какая-нибудь история – веселая, трогательная, поучительная, иногда ироничная. Но всегда – теплая. И все они – о крепкой профессиональной дружбе, что делает коллектив настоящим, надежным.
Вот один из них: «Александр Филиппович Бацуля знал сельское хозяйство не по обязанностям заведующего отделом. Рыбак, охотник, любитель природы и всего, что с ней связано, он мотался по хозяйствам целинного Приишимья, несмотря на то, что его одолевали болезни.
Редакция в 1998 году.
В командировку, особенно летом, он выезжал всегда по одному сценарию. К машине обычно выходил позже назначенного часа, тащил с собой удочки, потом командовал, чтобы заезжали в лесопосадку возле города накопать червей. Каждый совхоз он знал наизусть, обстановкой во всех районах и области владел до тонкостей, а каждый руководитель хозяйства знал и уважал Бацулю за его недилетантский подход к возделыванию, выращиванию, заготовке и прочим периодам круглогодичной напряженной работы на фермах и полях». Или другой: «Наши пути с Витей Лежневым пересекались дважды… Виктор был толковым журналистом.
Ему удавалось всегда найти неповторимое по простоте, но очень точное слово. Витя был сентиментален». «В командировку в Атбасар Саня Долгов ездил, как на смотрины,- пишет Людмила Леева. – Был он оттуда родом, его отец – журналист, поэт – всю жизнь проработал в местной район-ке «Простор»… Саша умел писать оперативно, жестко – ни слова лишнего. Поэтому и материалы его, как правило, не сокращались, мало редактировались. В редакции Саша был незаменимым и по человеческим качествам – отзывчивый, добрый, бескорыстный, он всегда приходил на помощь, невзирая на время суток и свою занятость».
В одной из итоговых глав Людмила Ивановна все же признается: «За период «Акмолинки» меня окружали разные люди. Одни оставили яркий след очарования, другие – горький разочарования. Но последним я особенно благодарна. По ним я словно сверяла свое внутреннее состояние, уровень своего человеческого образования…». Вспоминает годы работы и с непосредственными руководителями. «А вообще я считаю, что в жизни мне крупно повезло работать под началом акима области Сергея Кулагина. Большим успехом в своей журналистской практике считаю то, что удалось взять у него интервью, чего он не любит. Посвящая почти все время работе, С.В. Кулагин не любил отвлекаться на беседы о нем, хотя к журналистам относился очень хорошо».
Вспоминает весь период работы в газете, как лучшую пору профессионального роста под непосредственным кураторством Светланы Джалмагамбетовой, тогда работавшей заместителем акима области. «Светлана Жакияновна из породы ценных людей, которых не видоизменяют обстоятельства. За много лет на разных должностях ее четкость жизненной позиции помогает ей сохранить человеческую и профессиональную репутацию даже в самых драматичных ситуациях. Не призна-вая концепции наставничества, она служила нам примером современного, трудолюбивого и компетентного руководителя…На протяжении всей государственной службы сенатор (два созыва с надеждой на всяческую помощь акмолинцы выбирали ее от души) Светлана Джалмагамбетова овладевала этим искусством успешно. Все, кто много лет ее знает, подчеркивают именно искренность во всех делах и соглашениях… Будучи сенатором, она выбирала самые трудные вопросы – социальные».
Ситуаций, в которые попадала и она сама, и коллеги, в книге немало. Многие слова в ней адресованы главной фигуре печатного дела – читателю. Ведь отношение к нему и у тогдашних, и сегодняшних газетчиков по-прежнему – подчеркнуто уважительное. Он – цензор, индикатор. Конечно, нынешний читатель другой: стал более нетерпеливым, требовательным к подаче информации, и газете приходится изо всех сил бороться за внимание к себе, наряду с «продвинутым» интернетом и ярким телевидением. Но газета, к счастью, живет и отпраздновала свой столетний юбилей вместе с вами, дорогими подписчиками.
А в завершение – строки из книги Людмилы Леевой: «В редакцию газеты «Простор», где я начинала трудиться, пришло письмо. В нем возмущались пассажиры рейсового автобуса Атбасар-Бауманское: село это располагается в 150 километрах от райцентра, а водитель возит людей пьяным. В это трудно было поверить, там же такой пропускной контроль. Никто в редакции не поверил: ерунда, и нечего туда мотаться, ехать три часа по грунтовому грейдеру, не знавшему ремонта за последние 20 лет. Тогда он (Нащанский – прим.авт.) убедил главреда: с читателями так нельзя. В семь часов утра следующего дня, взяв билет, дождавшись посадки, я во все глаза смотрела на водителя…».
Подготовила Аэлита ТАЕВА.
Фото из книги Л. Леевой.