Моя «Большая школа»

В жизни у каждого человека были прекрасные времена, когда он учился в школе. Память о ней всегда хранится в душе. От того, как прошел этот обязательный жизненный период, какие встретились и сопровождали его в ходе учебы учителя, во многом зависит его будущее…

Так уж получилось, что мне приходилось часто переезжать с родителями. Мой отец Амангельды Кабильдин (1939-2011 гг.) работал на ответственной должности управляющего отделениями ряда смежных сов-хозов тогдашнего Вишневского района (ныне – Аршалынский).

Поэтому я учился поочередно в начальных классах школ села Койгелді и Дальний Акжар, с 5-го по 8-й классы – в Нововладимировской средней школе-интернате (ныне – село Булаксай), 9-10 классы – в средней школе № 107 (ныне № 36) г. Целинограда. До сих пор с теплотой в сердце я вспоминаю своих учителей начальных классов Майраш Ержановну, Алму Жанбековну (ее уже нет среди нас), Галину Ивановну, которые обучали меня грамоте, премудростям арифметики, природоведения и азам многих других наук.

Конечно, в душе я немного завидовал своим сверстникам, которым, по-моему, крупно повезло в жизни учиться все десять классов в одной и той же школе родного села. Размеренная жизнь: утром идешь в школу, после занятий приходишь к обеду, вкусно приготовленному мамой, сделав уроки – играешь со сверстниками… В сравнении с ними школьникам маленьких сел приходится непросто.

Сразу после начальной школы, по выбору родителей, учиться приходилось либо в другом селе, либо в школе-интернате центральной усадьбы совхоза, или отправляться на постой к родственникам. А после получения неполного среднего образования – поступать в техникум или профессионально-техническое училище.

Как я уже отмечал, одно время мне посчастливилось учиться в школе-интернате совхоза «Нововладимировский». Здесь неслучайно я написал «посчастливилось»! Надо отдать должное: развитие сельского хозяйства как в нашем районе, так и в целом по стране, в те годы было грандиозным. Впрочем, тогда и время, и старшее поколение были другими…

Мы учились в большой двухэтажной школе, сам архитектурный вид которой тогда величественно подчеркивал великое значение знаний в жизни человека. Отдельно здесь располагалось двухэтажное здание начальной школы, где обучались малыши.

Здание «маленькой» школы, как мы ее называли тогда, и сегодня в строю. Рядом был расположен двухэтажный интернат, где жили учащиеся из близлежащих сел Дальний и Ближний Акжар (тогда называемая «Заря» или «28-я точка»), Херсоновка (ныне – Костомар) и станции Сарыоба. В каждой комнате, в зависимости от ее площади и конфигурации, располагалось от 3 до 5 детей. Ребята из одной семьи по выбору могли проживать вместе. Питались все в совхозной столовой, которая была неподалеку.

Эта столовая и сейчас функционирует в селе (правда, только в летнее время), однако ее состояние, как и многих других объектов села, уже не сравнить с периодом 80-х. Вкус горячего хлеба, блинов, аппетитных блюд из этой столовой я помню все эти годы…

Из близлежащих сел детей на учебу привозили к зданию интерната рано утром в понедельник, увозили – в субботу, после занятий. И сегодня с теплотой вспоминаю, как мы ездили в школу. Сначала – в кузове бортовой автомашины «Газ-53». Было немного пыльно и очень свежо: 16 км по открытой степи с осени до самой весны, в дождь и зимние морозы. Но мы дружно ехали учиться! Иногда, в буранные дни или весеннюю распутицу, автомашина буксовала на дороге, и мы ждали помощи из села. Тогда не было мобильной сотовой связи и телефонов, рации были установлены не на всех авто. Но никто не скулил и не жаловался…

В школьном интернате совхоза Ново-владимировский (директор С.С. Камиев) были созданы хорошие условия, от питания, всегда чистого постельного белья, до организации интересного досуга для детей. В «красном уголке» мы читали газеты и журналы, играли в шашки, шахматы и домино, в телевизионной комнате – все вместе смотрели телепрограммы. Каждый воспитатель, либо нянечки, остававшиеся на ночное дежурство, внимательно следили за соблюдением распорядка.

До сих пор помню, как одна нянечка грозила провинившемуся подростку, говоря с украинским акцентом: «Завтра я директору школы докладе и тебе попаде!». После таких увещеваний, как правило, все дружно смеялись, а виновник – приходил в чувства.

Тогда было хорошей традицией присваивать классам школы почетные имена народных героев, о которых мы читали в книгах, которыми гордилась вся страна. Помимо этого, у каждого класса были девиз и патриотические песни, которые мы дружно пели на торжественных линейках. В школе имелись переходящие вымпелы и другие стимулы поощрения успеваемости и активности класса. Сейчас, к сожалению, многое из этого, на мой взгляд, ошибочно кануло в лету.

В моей памяти сохранились имена многих учителей тех лет: Иван Иванович Кабаков (директор школы, география), Роза Шакировна Федорова (русский язык и литература, классный руководитель), Рыспек Оспанов (физика и астрономия), Рита Амрина (биология), Михаил Левицкий (черчение), Балташ Сихимова (история) и многие другие. Не забыть мне учительницу математики Александру Филипповну – колоритную даму в пуховом платке на плечах и в больших очках.

Мы относились к ней с большим уважением, не только в силу возраста, но и благодаря знанию предмета, который она преподавала. Помню, как однажды, вызвав меня к доске и почувст-вовав «слабоватую» подготовку интернатского школьника, она принципиально поставила в дневник оценку «удовлетворительно», то есть «тройку»! После меня к доске вышел одноклассник – «середнячок» Аркадий Кузнецов, который получил оценку «хорошо».

На мой недовольный вопрос, почему такие разные оценки, если я ответил даже чуть лучше Аркадия, Александра Филипповна, посмотрев на меня поверх очков, спокойно ответила: «Я знаю твои способности, ты можешь лучше!». Таких примеров, как сейчас говорят, «индивидуального подхода», внимания и заинтересованности в наших знаниях каждого учителя можно привести очень много.

Мы часто на внеклассных часах обсуждали с учителями свежие интересные мировые новости, по очереди готовились и проводили диспуты на различные темы, ходили на экскурсии по селу. Каждый учитель активно, своей неподкупной харизмой и личностным подходом старался привить нам любовь и интерес к своему предмету. Такие были у нас педагоги – как сказочный персонаж Данко из творчества советского писателя Максима Горького: с горящими сердцами.

Позднее, когда уже работал в разные годы в Вишневском РАПО, совхозе Ново-александровский, в аппарате столичного акимата, акимом Сарыаркинского района, начальником управления города Астаны, я с теплотой рассказывал коллегам о школьном образовании, что дали мне сельские учителя, об их наставлениях, помогающих мне в жизни.

Конечно, нет уже зданий большой школы и сельского интерната, некоторых учителей тоже нет среди нас! Но о школьных годах навсегда сохранились теплые воспоминания. Нынче вроде бы учебный год такой же, с первого сентября по 25 мая, но все-таки что-то изменилось.

Конечно, нынешняя обеспеченность школ не чета той, что была полвека назад, везде есть интернет и другие дары современности. Но на стенах коридоров и классов школ, к сожалению, не увидишь галерею памятных фотографий с именами директоров разных лет, известных учителей или выпускников, достигших в жизни признания и уважения народа. А ведь у многих школ района – долгая и богатейшая история!

Ранее на страницах газет я не раз публиковал статьи о педагогах: «Директор школы ушел на фронт» (Курмаш Атанов, Койгельдинская семилетка), «Учитель и пропагандист» (Кабылда Суюмбаев, заведующий Берекинской школы), «Учитель военных лет» (А.М. Куц, учитель русского языка и литературного чтения Александровской СШ, ставший впоследствии председателем областного суда и почетным гражданином Оренбуржья, РФ), «Пионервожатая по имени Карлыгаш» (К.А. Козганбаева), «Учитель казахского языка по имени Сауле» (С.Ж. Шакуова, Сарыобинская СШ), «Ай да Аида, молодец!» (А.С. Табелинова – одна из лучших выпускниц Михайловской СШ и позднее МГУ им. М. Ломоносова) и др.

Поэтому мне кажется, что нынешние средние и старшие классы, как и сами школы, зачастую стали безликими, похожими одни на другие, без пламенных девизов и песен. А ведь их значение очень велико в деле воспитания подрастающего поколения! И для этого сегодня есть все условия и возможности.

Приятно отметить, что в одно время в каждой сельской школе Аршалынского района в рамках реализации Программной статьи Елбасы Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация об-щественного сознания» проводился районный заочный конкурс «Мое село, тобой горжусь!» среди школьников. А лучшие работы даже были опубликованы в районной газете. Тогда руководителем райотдела образования работал Талгат Абилкасимов – выпускник Академии госслужбы при Президенте Республики Казахстан, имеющий большой опыт на различных должностях районного и областного масштабов. Считаю, что такие почины в школах мы должны всемерно поддерживать, помогая детям восстанавливать нашу историю по крупицам!

Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить наших учителей и воспитателей, вспомнить добрыми словами тех, кого уже нет среди нас, – их труд достоин самых дорогих наград!

Ерекболат ҚАБЫЛДА,
бывший ученик Нововладимировской школы-интерната.

Читайте также