В обстановке инициативы и полемики

Роль Первого Президента нашей страны – Елбасы Нурсултана Назарбаева в становлении и успехах Республики Казахстан огромна. Тем ценнее воспоминания соратников Нурсултана Абишевича – тех, кто работал с ним на заре становления Независимости, был свидетелем титанического труда, проделанного Первым Президентом для того, чтобы обеспечить всем гражданам страны достойную, благополучную жизнь. Сегодня мы публикуем воспоминания заместителя исполнительного директора Фонда Первого Президента Республики Казахстан, в 2004-2017 годах занимавшего пост председателя Конституционного Совета Республики Казахстан – Игоря Рогова.

«На меня очень большое впечатление произвело то, как Нурсултан Абишевич проводит совещание. Одно дело, когда смотришь событие по телевидению, а другое дело, когда присутствуешь сам. Что меня поразило? До этого мне тоже приходилось бывать на совещаниях, которые проводил тот или иной руководитель, например, в милиции, когда я работал, или в университете, – и как по-разному ведут себя руководители. Вот здесь меня поразило внимание, с которым Нурсултан Назарбаев выслушивал участников совещания.

Было видно, что его искренне интересует мнение того или иного выступающего. И каждый стремился выступить не для того, чтобы сотрясать воздух, а для того, чтобы довести свою позицию. При беседе с Елбасы всегда чувствуешь его силу, интеллект, знание ситуации, даже когда обсуждаются вопросы, носящие узкоспециальный характер.
Впервые на юридическую осведомленность Нурсултана Абишевича я обратил внимание в 1993 году. Тогда действовала еще Конституция 1993 года, и работал Верховный Совет. И одним из первых, не побоюсь этого слова, эпохальных юридических документов было принятие общей части Гражданского кодекса.

Что такое Гражданский кодекс? Это, без преувеличения можно сказать, экономическая Конституция государства, потому что здесь сформулированы законы, правовые нормы, которые определяют экономические основы государства и будущее развитие нашей экономики, и здесь закладываются новые экономические отношения.
Первый Президент Казахстана настолько большое внимание уделял этому вопросу, что он лично присутствовал на всех заседаниях Верховного Совета, когда слушался этот вопрос. Он сидел и внимательно выслушивал все вопросы, которые задавали. Докладчиком был министр юстиции Нагашбай Шайкенов. А Нурсултан Абишевич присутствовал и участвовал в дискуссиях, иногда он отвечал на те или иные вопросы, давал пояснения, причем делал это очень квалифицированно. Это говорит о глубоком осознании им значения данного кодекса, заложившего правовую основу перехода к рыночной экономике.

И это произвело тогда на меня, как на юриста, очень большое впечатление. И я понял, что для Елбасы нет мелочей, тем более юридические вопросы – это вопросы, которые касаются государства, они имеют первостепенное значение.
Мне очень повезло, что период рождения Независимости происходил на моих глазах. Конечно, решения тогда принимались на более высоком уровне, но разработка конкретных юридических механизмов нередко велась в том числе и с моим участием. Тогда мы еще не осознавали всю историческую значимость того, что делали. Но никогда изначально не были ограничены какими-то бюрократическими препонами, не боялись высказывать свою точку зрения.

Нурсултан Абишевич всегда создавал такую обстановку, в которой инициатива приветствовалась, находила понимание. Даже если твоя позиция не совпадала с мнением того или иного должностного лица, даже если ты ошибался, ты знал, что это никоим образом не отразится на тебе самом и не будет воспринято негативно.
Умение создавать такое поле, свободное для полемики, я считаю, тоже большой талант Елбасы, который преследует и прагматическую цель. Он всегда старается собрать наиболее широкую палитру мнений, чтобы составить свою картину.

Вспоминаю, как шла работа над первым Уголовным кодексом уже независимого Казахстана. Я принимал активное участие, руководил рабочей группой. Когда проект Уголовного кодекса был подготовлен, прежде чем рекомендовать Правительству вносить его в Парламент, Нурсултан Абишевич пожелал сам ознакомиться с текстом. Мы занесли ему несколько огромных папок (Общая часть, Особенная).

И тишина… Мы ходим, нервничаем, звоним в Канцелярию Президента – как там дела? Услышал – Нурсултан Абишевич внимательно читает с карандашом в руках, прочитал где-то уже одну треть, с закладками.
Ну, думаю, видимо, будет серьезный разговор. Потом, спустя где-то неделю или две, Елбасы приглашает тогда заведующего отделом Бауржана Мухамеджанова и меня для беседы. Я поразился – почти на каждой странице у Нурсултана Абишевича были замечания, вопросы. Причем профессиональные.

В частности, по статье Уголовного кодекса, определяющей пределы необходимой обороны, Н.А. Назарбаев спросил: «Вот вы тут все расписали, ну а если человек волнуется? Он испугался, на него напали, он не совсем осознает, что делает? Вы все равно будете его сажать? Неужели нельзя найти какие-то смягчающие обстоятельства?». Я отвечаю: «Знаете, Нурсултан Абишевич, в кодексе Федеративной Республики Германия есть такая норма, согласно которой, если человек даже превысил пределы необходимой самообороны, но сделал это в результате страха, волнения из-за нападения, то он освобождается от уголовной ответственности».

Нурсултан Абишевич говорит: «Запишите!». И вот у нас такая норма появилась. Насколько правильно применяют ее суды, это уже другой вопрос, но она есть, в отличие от уголовных кодексов ряда других постсоветских стран. Вообще, когда обсуждали наш первый Уголовный кодекс на пространстве СНГ, все специалисты говорили, что на тот момент он был самым прогрессивным.
Также по предложению Елбасы в нашем Уголовном кодексе появилась статья, в которой говорится об уголовной ответственности за воспрепятствование законной журналистской деятельности».

Игорь РОГОВ,
заместитель исполнительного директора
Фонда Первого Президента
Республики Казахстан.
Из книги «Біз білетін Елбасы».

Читайте также